Психолог Александр Лебедев

Эгоизм - Психология темной стороны силы

Психология тёмной стороны силы

Эту книгу можно открыть и читать

 

 

 

 

Эгоизм Эгоизм это фу, плохо. Никто не любит эгои­стов. Быть эгоистом нехорошо. Этому учили во все времена на разных основаниях: философских, рели­гиозных, идеологических, политических и так далее. В общем, примерно так оно и есть. Общество силь­но тем, что оно общество, то есть члены его взаимо­действуют, заботясь друг о друге, во благо друг дру­га, общества и всего человечества. Никто не скажет, что эта забота проистекает от сознательности и благородного воспитания. Со­циальное поведение легко наблюдается у любых стадных и стайных животных, что означает, что это поведение построено на инстинктивной основе. Из­вестны даже структуры мозга, которые отвечают за это поведение (комплекс SDM) и гены, которые отве­чают за активность этих структур. Исследования ак­тивности этих структур, да и генов, сами по себе чрезвычайно занимательны, но мы сейчас не о них. Мне придётся расписать в этой главе базо­вые механизмы социального поведения. Я хотел сделать это особняком, и, быть может, позже выделю это описание в отдельный текст, но раз уж начал, то пусть будет здесь тоже. Материала много, поэтому писать буду крат­ко. Я сознаю, что местами это получится слишком сжато для лёгкого понимания. Извините. Инстинкт создаёт потребности, которые вы­ражаются в желаниях, из которых уже следует дея­тельность. Потребности эти тоже хорошо известны. Вот они. Потребность быть со своими. Для разных людей эта потребность может быть удовлетворена разными образами. Кому-то надо систематически, а то и часто быть в обществе, в толпе, кому-то достаточно иногда душевно погово­рить с друзьями, кто-то удовлетворяется социальны­ми сетями. Если эта потребность не удовлетворена, человек ощущает одиночество. Поэтому остракизм, изгнание, было (и в некоторых формах остаётся) ви­дом наказания. Потребность в уважении. Я об этом уже писал, но в другом месте, а именно в статье «Кто тут самый главный?». Повто­рюсь: стаю должен вести самый сильный. Чтобы определить самого сильного, достаточно встроить во всех вообще желание соревноваться, победить. Самый сильный в результате конкуренции постепен­но выбьется в лидеры. Поэтому каждому человеку важно ощущать своё положение на иерархической лестнице. Без этого человек ощущает себя униженным, не имею­щим своего места (на ней же), изгоем. Положение, статус, чин, должность — греют, а некоторые виды посягательства на все эти ценности даже уголовно наказуемы (оскорбление, клевета, кое-что ещё). Потребность в одобрении. Отличается от потребности в уважении тем, что человеку необходимо получать эмоциональные свидетельства того, что его деятельность нравится, устраивает окружающих, пусть и не всех, но хотя бы важных для него: референтной группы или отдель­ных людей, в первую очередь вышестоящих и близ­ких. Без этого человек ощущает себя «плохим». Для того, чтобы управлять поведением через эту по­требность, существуют такие механизмы, как чув­ство вины, совесть, желание мирных отношений с окружающими, хвастливость, жажда признания. Кому-то для удовлетворения этой потребно­сти достаточно благосклонных взглядов родных, а кто-то нуждается в шумном восторге толпы. Это очень, очень мощный стимул. Настолько, что активное неодобрение само по себе является актом агрессии, и тоже может быть основанием для уголовного преследования. Манипуляция на жела­нии человека быть «хорошим» — самый распространённый вид манипуляции. Потребность в конформизме. Потребность быть как все. Выглядеть как все, одеваться и вести себя как все. Это тоже очень важ­ный элемент стадности. Тот, кто не выглядит и не ведёт себя подобно остальным — чужак. Он претенду­ет на наши ресурсы, но не заботится о нашей стае, он опасен, надо его гнать и бить. Сама эта потреб­ность разделяется на несколько более мелких: вы­глядеть, вести себя, поддерживать общие ценности, оказывать почтение лидеру, признавать иерархиче­скую структуру общества, выражаться принятым в референтной группе языком… Впрочем, этого вопро­са я тоже коснулся в указанной выше статье. К выскочке и оригиналу, девианту, нонкон­формисту относятся с опаской и неприязнью. Но даже и без всякой реакции сильно выделяться из об­щества для большинства людей некомфортно. Известны эксперименты, когда группе задава­лись простые вопросы с бесспорными ответами (например, выбрать из сильно отличающихся нескольких линий равную по длине эталону), причём вся группа, кроме испытуемого, по предва­рительной договорённости давала один и тот же, но очевидно неправильный ответ. Вас может удивить результат, но только 25% испытуемых нашли в себе силы ни разу (в серии из 12 опытов) не пойти на по­воду у группы, и, несмотря на давление, настаивать на правильном ответе. Этим широко пользуется пропаганда, когда инъецируемое убеждение подаётся как обществен­ное, всеобщее. Аргумент «все так делают» может оказаться достаточным основанием для совершенно любого поведения, даже для абсолютно аморально­го и криминального. Потребность покровительствовать. Защищать и поддерживать слабых, находя­щихся в трудной или опасной ситуации — тоже по­требность, и тоже по-разному выраженная у разных людей. Одному достаточно подать милостыню ни­щенке (пусть даже он в курсе, что это профессио­нальная попрошайка), другой организует фонд за­щиты кого-нибудь. Эта потребность связана с иерархическим положением. Человек таким образом позициониру­ет себя выше того, кому оказывает помощь, но это не основной механизм. Эмоционально выражается в жалости, со­страдании, сочувствии и вызывает желание оказать помощь, защитить. В сети одно время был популя­рен ролик, как стадо антилоп отбивает телёнка у крокодила. Потребность в справедливости. Я не буду тратить текст на подробности, но чувство справедливости и переживание при её на­рушении свойственно даже животным, по крайней мере, обезьянам. Это именно эмоциональный под­ход, поскольку потребность никогда не бывает толком удовлетворена из-за коллизии в понимании справедливости. Существует три вида справедливости: Всем поровну Всем по заслугам Всем случайным образом Понятно, что эти виды справедливости несов­местимы между собой настолько, что даже в основах права это понятие почти не используется. Тем не менее, несправедливость — то, что за­ставляет людей объединяться в борьбе против неё и совершать перевороты, а ради справедливости чело­век (а, согласно некоторым наблюдениям, даже обе­зьяна) может отказаться от собственной выгоды. Потребность быть правым. Правота — гарантия эффективного планиро­вания и социального одобрения. Есть два способа быть правым: построить разделяемую многими по­зицию или убедить окружающих в том, что соб­ственная позиция — правильна. Казалось бы, второй метод порочен, но он имеет логическое обоснование. В ситуации услов­ной разумности масс правильность точки зрения определяется общественным мнением. А как же иначе? Разумеется, бывают ложноположительные и ложноотрицательные ошибки, но статистически ме­тод вполне рабочий. Если первый метод обеспечивается исследо­вательским инстинктом, свойственным в выражен­ной степени примерно 4-20% популяции, то для реализации второго, социально более важного (поскольку позволяет формировать общественное мнение, опыт стаи), имеется отдельная потребность: Потребность уберегать ближнего от оши­бок. Сложная потребность, но она есть. Попро­буйте публично делать что-нибудь простое непра­вильным образом. Советчиков набежит… Человеку свойственно не только озвучивать свою (правильную!) точку зрения, но и настаивать на ней, навязывать её, иногда в спорах, иногда агрессив­ными средствами, иногда вплоть до уничтожения не­согласных. В позитивной форме эта потребность на­ходит своё воплощение в просветительской дея­тельности. Потребность в альтруизме. Помимо желания помощи слабому, есть и же­лание принести пользу обществу, человечеству. Тоже обусловлено генетически, и тоже свойственно разным людям в разной степени. Помимо социальных инстинктов, всё осталь­ное достаточно просто и понятно: Базовые потребности: безопасность, питание, размножение, и надстройка адаптивного поведения: исследовательский инстинкт, эстетизм и творческий потенциал. Да, каждый из этих механизмов, в свою очередь, очень сложен, многофункционален и до­стоин многотомного писания, но это как-нибудь потом. Каждому человеку все инстинкты сдаются матушкой-природой вслепую: какой-то инстинкт бу­дет силён, какой-то силён умеренно, а какой-то слаб. Грубо говоря, у каждого человека есть своя иерар­хия потребностей, и, несмотря на знаменитую пира­миду Маслоу, высшие потребности вполне могут по­давлять базовые, хотя и не как правило. Теперь к теме. Кто же такой эгоист? Это всего-навсего человек, социальные инстинкты которого не доминируют. Он занят собой, базовыми потребностями, и участвует в обществе только (или почти только) в порядке обеспечения личной пользы. Давайте пройдёмся по списку социальных потребностей и посмотрим, какие же гадости свой­ственны этому противному человеку — эгоисту, эти­ми потребностями не обременённому. Он мизантроп и социофоб. Ваше присутствие не требуется ему для счастья. Есть вы ря­дом или нет — ему безразлично. Он игнорирует институт общественной значи­мости. Медали, грамоты, погоны, чины и должности сами по себе его не интересу­ют — только в комплекте с привилегиями. И то он ещё посчитает, насколько вложе­ния окупятся. Ваше мнение о нем его не интересует. Вы мо­жете презирать его и даже выражать ему это презрение, но его это не трогает и ни­как не влияет на поведение. Впрочем, ваше восхищение ему тоже ни к чему. Он не уважает традиции, всеобщие ценности, правила и даже законы. Его нельзя угово­рить; его можно только убедить хорошими аргументами. Его не пугает, что он со своим мнением и образом действия — в меньшинстве, а то и в одиночестве. Он не готов ни о ком заботиться, какими бы трогательными глазами ни смотрел на него подопечный. Он хорошо знает, что мир несправедлив, и с удовольствием этим воспользуется, по­жертвовав вашими интересами ради своих. Он не желает отстаивать свою правоту и не будет ни с кем спорить, разве что для раз­влечения. У него есть свой подход, удоб­ный и эффективный для него, а если у кого-то другой — это его личное дело. Он может выслушать и учесть ваше мнение, но и всё. Он с любопытством понаблюдает за челове­ком, пилящим сук, на котором сидит, или наступающим на грабли. В конце концов, каждый сам отвечает за свои действия. Польза общества его не касается. Он — не об­щество, у него свои дела. Наверное, это не полный список. Он даже не вполне корректен. Эгоизм, проистекающий из доми­нанты накопительства (основанной на базовых инстинктах), будет отличаться от эгоизма, основан­ного на неактуальности оппозитных потребностей стадного инстинкта. Более того, описанное поведе­ние может быть результатом внутренней борьбы, конфликта установок. Тем не менее, исходя из приведённого списка потребностей (и только из него) более-менее полный комплекс выглядит именно так. Искушённый читатель заметит удивительное сходство этого портрета с описанием психопатии: Психопатия — психопатологический син­дром, проявляющийся в виде констелляции таких черт, как бессердечие по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, не­способность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций. Справедливости ради надо сказать, что в МКБ-10 и DSM-5 этот комплекс дополняется до диа­гнозов «социопатия» или «диссоциальное расстрой­ство личности» несдержанностью, агрес­сивностью и экстрапунитивной позицией. Эгоист разумный, выдержанный и ответственный может вы­глядеть странным, но не будет считаться ненормаль­ным. И, разумеется, не обязательно для того, чтобы быть названным эгоистом, иметь весь приведённый комплекс черт. Вполне достаточно двух-трёх. Ффух, с диагностикой разобрались, теперь, в согласии с традицией тёмной стороны силы, посмот­рим, как эгоисту получить от своего всеми осуждае­мого эгоизма пользу и не получить ущерба. Чтобы не умножать сущностей, давай попробуем перепи­сать приведённые черты в позитивном ключе: Он не зависит от присутствия людей. Он не станет тратить время и силы на то, чтобы быть частью толпы. На него нельзя навесить ненужных ему обя­занностей вместе с погонами, корочками или длинным и красивым титулом. Если вы чего-то от него хотите — потрудитесь за­мотивировать его чем-нибудь реально по­лезным. Его нельзя заставить действовать себе во вред из желания быть хорошим мальчиком. Он не будет платить (временем, силами или другими ресурсами) за то, чтобы ему улы­бались или за то, чтобы на него не хмури­лись. Мотивируйте чем-то реально полезным. Он не будет делать глупостей только потому, что «ибосказано», «такположено» и для того, чтобы не выделяться из массы. Он не лемминг. Будет цель — будет действие. Он не ведётся на глазки кота из «Шрека». Мотивируйте правильно. Он не станет жертвовать своими интересами ради того, чтобы всем было поровну: каж­дый имеет право позаботиться о себе не хуже него. И это справедливо. Абстрактные доводы, у кого что должно быть за его счёт, его не трогают. Ему не интересно бесплатно вкладываться во вразумление идиотов. Если кто-то не захо­тел воспринять полезные знания самостоя­тельно — это его личное дело, а если не смог — то нечего и стараться. Он не ЧипИДейл. Если его попросить, и если ему это не будет очень трудно или очень невыгодно, то он, наверное, поможет. А если не просить, то он лучше займётся своими делами, он вам не нянька. Приносить пользу обществу он вполне согла­сен, но только если общество ему за это отплатит адекватно. И не более. А если об­ществу его вклад не настолько нужен, что­бы оценить и поощрить, то он не станет навязываться. Мне кажется, вполне разумный, очень праг­матичный, хотя и несколько категоричный подход. Где-то отдаёт буддизмом, где-то сатанизмом (не рас­хожими мифами про замученных кошек, а филосо­фией), где-то ещё чем-то знакомым. А как же? Люди-то появились не вчера и даже не позавчера, и любые структуры личности многократно рождались на свет и даже успели построить свою философию, и не одну. Не могу сказать, что мне было бы комфортно жить рядом с человеком, откровенно ведущим себя в соответствии с этим манифестом. Но так же неком­фортно было бы и с его антиподом. Мы предполагаем, что сторонник тёмной сто­роны силы — человек разумный, думающий. И поэтому понимает, что общество — мощный ресурс, игнорирование которого ведёт к потерям и упущен­ной выгоде. А чтобы пользоваться обществом как ресурсом, следует выполнять, хотя бы иногда, определённые правила. Пусть не из внутренней склонно­сти, а из сухого расчёта, но ведь не из внутренней же склонности вы засовываете в автомат деньги, когда хотите получить от него чашку кофе? Поэтому, даже если ему не хочется пить с на­чальством, то ради поддержания отношений он вполне может этим заняться. То есть, если вам слу­чилось быть эгоистом по одному или нескольким описанным паттернам, то имеет смысл механически освоить социальное поведение и применять этот на­вык по необходимости. Человек устроен просто, и даже если вы бу­дете делать комплименты тупые и механические, то они всё равно будут действовать. Если вы будете выказывать уважение коллеге только потому, что у вас в плане на день записано «два раза сделать КУ Иванову», то всё равно он начнёт относиться к вам лучше. Да, эгоисту придётся специально разбирать­ся, в чем должно выражаться эффективное социаль­ное поведение, но оно того стоит. Очень выгодно и полезно быть добрым и честным. Очень удобно, когда вас любят, когда вам доверяют, когда от вас не ждут ничего дурного. Но в эту репутацию надо (и поверьте, имеет смысл) посто­янно вкладываться. Теперь с другой стороны. Социальным человеком очень легко манипу­лировать. И желающих это делать сейчас — огром­ное количество, главным образом потому, что сред­ства доставки манипуляции развились в фантастиче­ской степени. Тут тебе и рекламные щиты, и дебили­зор, и баннеры в сети, и оплачиваемые тролли, и но­вости с хитрой подачей… Трудно, очень трудно не поддаться на провокации и манипуляции, не наде­лать глупостей, не пожертвовать ресурсами ради ин­тересов людей, которым нет дела даже до того, как вас зовут. Это под силу только настоящему эгоисту. Дополнительная сложность в том, что, как я показал выше, социальных потребностей много. И каждая предоставляет возможность манипуляции. И даже если вы видите, как вами пытаются манипули­ровать по одной из них, и даже возмущенно от этой манипуляции отказываетесь, то у вас нет гарантий, что вы не пропустили чего-то по другим, более акту­альным для вас механизмам. А критике инстинктив­ные ценности поддаются плохо, туго… Если вы не психопат, то вы зависите от лю­дей. Это нормально. Если человек, скажем, хвастун, я не вижу в этом ничего особенно дурного. Это свой­ство сподвигнет его на достижения. Неудобство возникнет, если его будут на этом заставлять делать что-то, ему не полезное. Или, к примеру, если некто заботится о своём превосходстве в какой-то обла­сти, это вполне себе конструктивно. До тех пор, пока него не станут брать на слабО. Выход довольно очевидный, хотя и не совсем простой: научиться обходиться без. Этому учил ещё Будда. Не надо, однако, хвататься за всё сразу. Берём какую-нибудь одну потребность, и редуцируем её. Например, нам нравится находиться в толпе, в шуме, веселье, мы часто ходим в клубы, на митинги, на концерты… Это может быть приятно, не спорю. Но если вы от этого зависите, то, во-первых, если ситуа­ция сложится так, что вам придётся лишиться этого, вам будет житься плохо. А во-вторых, на лю­бой зависимости можно подвергнуться манипуляции. Зато если вы научитесь жить в комфорте независимо от того, удалось ли вам попасть на концерт или нет, вам станет го­раздо проще. Любая привычка лечится депривацией. Вы берете какой-нибудь достаточно продолжительный срок и обходитесь СОВСЕМ без удовлетворения этой потребности. Делаете это до тех пор, пока вам не станет всё равно. Затем можно вернуться к полу­чению удовольствия этим способом, но уже осо­знанно, не испытывая боли и обиды, если вы от это­го отказываетесь. В других случаях сложнее. Скажем, если вы зависите от похвалы, вам придётся отмечать в уме все моменты, когда вы что-то захотели сделать ради похвалы, или когда вас похвалили, а вам от этого стало хорошо, и научиться в первом случае отказы­ваться от намерения (поначалу можно даже жертво­вать какими-то реальными бонусами ради этого), а во втором случае — формировать у себя пренебре­жительную реакцию к похвале. Важно понимать, что ваша цель — не лишить себя конструктивного стимула, а выстроить систему мотивационных приоритетов, которые позволяли бы вам рационально, разумно, осознанно формировать своё поведение. Другой подходящий метод — уже описанная в предыдущих материалах по тёмной стороне силы процедура беседы с субличностями. Иными словами, вам, как последователю тёмной стороны силы, следует построить баланс между рациональным и эмоциональным. Пользоваться, но не зависеть. Принимать, когда можно и отвергать, когда нужно. Если я сейчас начну расписывать работу с каждым компонентом по отдельности, причём со стороны эгоиста и со стороны социальной личности, то это будет хорошим стартом для умной и полез­ной книги. Но я к этому сейчас не готов. Если у кого-то есть конкретные вопросы по конкретной ситуа­ции — вы всегда можете ко мне обратиться, я буду рад вам помочь и заслужить вашу благодарность и ваше восхищение. За вполне доступные деньги.

Психологический разбор происхождения механизма и проявлений традиционно неодобряемых, «негативных» черт характера, эмоций и состояний, и рекомендации по их конструктивному использованию. Книга для широкого круга читателей. интересующихся психологией и саморазвитием.

 

Купить в магазине "Неформат"
Книга в твердой обложке за 8$ (около 500р)
Или файл PDF за доллар

Купить на Amazon.com
Книга в мягкой обложке за 14$

Купить на TheBookPatch
Книга в мягкой обложке за 10$ 

Купить на Digiseller
Файл FB2 за доллар
или
Файл PDF за доллар

Комментарии

1. Олег, Четверг, Март 01, 2018, 14:19:

А я как раз думал, что все эти статьи отлично укладываются в книгу.


2. Унонимус, Четверг, Март 01, 2018, 16:26:

Вообще обескураживает, когда натыкаешься. Но цена поездки в метро - не расходы.


3. Анна, Четверг, Март 01, 2018, 17:45:

А по моему правильный шаг. Поздравляю!


4. Читатель, Пятница, Март 02, 2018, 16:33:

На статьи удобно было ссылки давать.


5. Читатель, Четверг, Март 29, 2018, 22:44:

Опечатки есть. Не очень много, но хватает.
А так книжка удалась.


От автора: Знаю про опечатки, уже готовлю второе издание, исправленное :)


6. Коллега, Среда, Июль 18, 2018, 09:35:

Поздравляю!!!


7. Тимур, Среда, Июль 18, 2018, 09:55:

Мне экземпляр с автографом!


8. Олег, Пятница, Август 03, 2018, 23:19:

Книга хороша.
Давно не читал ничего более полезного.


9. Владимир, Пятница, Август 17, 2018, 18:45:

Здравствуйте. Ссылка, что бы купить в "Неформате" не работает.


От автора: Судя по http://shop.club-neformat.c... у них там что-то сломалось. Подождем.


10. Мария, Среда, Октябрь 17, 2018, 23:39:

Здравствуйте, а это нормально, что у меня на PayPal просят паспортные данные?

От автора: Не должно быть такого. Можно скриншот?




Условия обработки персональных данных

Last modified: 2019-10-18, 20:44

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru