Психолог Александр Лебедев

Стыд - Психология темной стороны силы

Психология тёмной стороны силы

Эту книгу можно открыть и читать

 

 

 

 

Стыд Все мы знаем, что это такое. Всем, без исклю­чения (ну, кроме психопатов) приходилось испыты­вать это чувство в своей жизни неоднократно, по пу­стым или серьёзным причинам. И даже как-то не возникало вопроса, а что это мы такое чувствуем и почему? Мы были заняты переживанием. Самое время закрутить сюжет и путём хитро­умных рассуждений, вдоволь поинтриговав, дать от­веты на эти вопросы, но не буду. Пойдём коротким путём. Нет, я в курсе, что лучше всего усваиваются ответы именно на те вопросы, которые возникают у читателя, но если у вас вопросов нет, то почитайте что-нибудь другое. Итак. Во-первых, стыд — социальное чувство. То есть, его можно испытывать только по отноше­нию к кому-нибудь, пусть даже воображаемому. Если вы — Робинзон Крузо на острове до появления Пят­ницы, то чувство стыда вам недоступно. Ну разве что по отношению к козе или попугаю. Во-вторых, это чувство, завязанное на статусе, на иерархической позиции. Ощущение «я плохой», «я хуже, чем дол­жен быть», «кто-нибудь подумает про меня плохо». В-третьих, оно возникает как реакция на поступок, на слова, на мысли, на ситуацию: вы кого-то обману­ли, обидели, мысленно возвели напраслину, оказа­лись с голым задом в трамвае. То есть, проде­монстрировали поведение особи с низким статусом. Со статусом ниже того, который вы себе присвоили. В-четвёртых, из «в-третьих» следует, что для того, чтобы ощутить стыд, требуется иметь в голове на­бор стереотипов того, «как дОлжно» и «как не при­стало». Более того, эти стереотипы должны быть на­столько хорошо укоренены, чтобы несоответствие им вызывало эмоциональную реакцию. Теперь резюмируем: чувство стыда возникает при осознании в первую очередь своего (хотя и не обязательно, можно стыдиться за кого-то) несоответ­ствия правилам и уложениям о том, каким следует быть доброму гражданину (хорошему другу, честно­му партнёру, верному мужу, послушному члену стаи, и тому подобное), несоответствия этому образу. При этом существенно и долженствование этому образу соответствовать, и нарушение этого великого долга. То есть, стыд возникает во-первых у того, кто позволил индоктринировать себя какими-то прави­лами, и, во-вторых, у того, кто эти правила нарушил. Процитирую свою статью «Несколько слов об идио­тах»: Известны пять степеней воспитанно­сти: 0. Человек не в курсе норм поведения и потому не следует им. 1. Человек в курсе всех или некоторых норм поведения, и в состоянии им следовать при некоторых усилиях, собственных или внешних. 2. Человек сознательно придерживается известных ему норм поведения. 3. Человек неосознанно, автоматически следует нормам поведения. 4. Человек не только следует нормам поведения, но и требует этого от других. Предполагаю, что не только мне, но и читате­лю понятно, что стыд при нарушении норм может появиться только у людей с 3-4 уровнем воспитан­ности. Оговорюсь, что эти нормы не даются полным набором, пачкой. Какие-то могут быть на уровне 0, какие-то — на уровне 5. Вот по поводу вторых мо­жет быть стыдно, а по поводу первых — нет. Есть и побочная ветвь: человека (не всякого) можно застыдить, убедив его, что он нарушил важ­ные для его референтной группы нормы. Это очень важное и полезное для стаи (об­щества) чувство, индивидуальный регулятор поведе­ния, заставляющий людей (и не только людей) сле­довать правилам, избегать их нарушения и требо­вать этого же от других, только на том основа­нии, что поступать иначе — стыдно. Что обычно делается со стыдом? Во-первых, его переживают. Человек при этом старательно сни­жает свой субъективный статус, искренне называя себя всякими нехорошими словами и осознавая, ка­кой он гад. Во-вторых, восстанавливает этот статус обратно, искупая вину, демонстрируя «правильное» поведение, возмещая причинённый вред, получая внешнее одобрение, стороннее признание этого ста­туса, что в конечном счёте сводится к деятельно­му закреплению норм, причём не только у себя, но и у окружающих. В тяжёлых случаях может довести до невроза и комплекса неполноценности. Прекрасный механизм для автоматической регуляции поведения в стае и подчинения индиви­дуума социальным нормам! Неприятность только в том, что свободному и независимому последователю тёмной стороны силы не подходит авторитарный контроль автома­тизма над своими чувствами и поступками. Да, по­следователь тёмной стороны силы постоянно и усердно работает над тем, чтобы быть свободным и независимым, единственным хозяином себя, своих чувств, мыслей и поступков. И если у него возникает чувство стыда, то впору устыдиться этого чувства, как недостойного разумного человека ярма, указы­вающего нам, куда идти, а куда — нет. Однако мы уже знаем, что протест против чувств не помогает с ними справиться, обуздать или победить, или сделать ещё какую-нибудь похожую глупость. Нас спасает контроль и использование себе на пользу. Что делать последователю тёмной стороны силы со стыдом? В первую очередь — понять, что он ещё не полностью свободен. Что висят у него на душе кан­далы «ты должен» или «тебе нельзя». Нет, очень мо­жет быть, что это вполне разумные для обывателя ограничения. В конце концов, тот же Робинзон Крузо вполне закономерно объяснял Пятнице, что людей есть нельзя. Однако последователю тёмной стороны силы — можно. Хоть и не нужно. Последователь тёмной стороны силы всегда решает сам — есть или не есть. Не буду пугать, но изредка случаются ситуации, когда НАДО. И должен быть, по крайней мере, ВЫ­БОР. Лучше всего — холодный прагматический расчёт, а не панические метания «ой, что делать!» и «ой, как стыдно!». Итак, если мы чувствуем стыд, то это означа­ет, что в нас присутствует неизвестно кем, неизвест­но когда и неизвестно зачем встроенное ограниче­ние на поведение, а то и на мысли. Последнее — уж совсем позорно. Разумный человек имеет право ду­мать о чем угодно, а если что-то его ограничивает, не даёт ему возможности быть в своей голове хозяином, то этого права у него нет. Нет возможности — нет права. Независимо от того, насколько это ограничение может показать­ся «правильным», оно нам не нужно. Да, обычно есть человечину не требуется, но мало ли… Тем более, что лишние, не нами и без нашего согласия установ­ленные долженствования и ограничения засоряют ценный банк полезных автоматизмов, так что на фиг, на фиг… И ещё более того: этот лишний автома­тизм — отличный рычаг для манипуляций. Нам надо оставлять неизвестно кому возможность нами мани­пулировать? Нет, не надо. Поняв, что у нас в личности завелась окаме­нелость, лишняя кость, больное место, кнопка управ­ления, следует предпринять усилия к устранению этого паразитического образования. Независимо от того, насколько вы сами, разумом, одобряете совер­шенный поступок, или насколько случившаяся ситуа­ция вам нравится, следует пересмотреть своё отношение к ним так, чтобы в этом отношении не участвовало чувство стыда, вины. Ну, про вину я ещё отдельно напишу. Да, я ошибся, да, это неудачно, да, лучше, чтобы этого не было бы, да, ошибку жела­тельно попытаться исправить. Но: я знаю, что время от времени я ошибаюсь, и это наверняка не послед­няя моя ошибка, и, как бы она мне не повредила, это естественное явление, не требующее тяжких пере­живаний. Имеет смысл посвятить некоторое время мо­делированию подобных ситуаций, своих чувств и поведения по этому поводу, с использованием тех­ники психологической десенсибилизации (гуглится) до тех пор, пока мы не сможем относиться к нару­шенным нормам более-менее спокойно, прагматич­но, творчески осмысливая случаи нарушения и даже пренебрежения. В порядке закрепления можно по­представлять себе осознанное нарушение этих норм и, если это не повредит реальности, даже и понару­шать их. При этом возможен некоторый протестный перекос в сторону не аморальности, но антимораль­ности, однако обычно достаточно простого осозна­ния этой возможности, чтобы этот откат был недол­гим и несильным. Итого: стыд — чрезвычайно точный и по­лезный индикатор вашей несвободы и указатель точки приложения сил для обретения большей не­зависимости. Пользуйтесь.

Психологический разбор происхождения механизма и проявлений традиционно неодобряемых, «негативных» черт характера, эмоций и состояний, и рекомендации по их конструктивному использованию. Книга для широкого круга читателей. интересующихся психологией и саморазвитием.

 

Купить в магазине "Неформат"
Книга в твердой обложке за 8$ (около 500р)
Или файл PDF за доллар

Купить на Amazon.com
Книга в мягкой обложке за 14$

Купить на TheBookPatch
Книга в мягкой обложке за 10$ 

Купить на Digiseller
Файл FB2 за доллар
или
Файл PDF за доллар

Комментарии

3. Анна, Четверг, Март 01, 2018, 17:45:

А по моему правильный шаг. Поздравляю!


4. Читатель, Пятница, Март 02, 2018, 16:33:

На статьи удобно было ссылки давать.


5. Читатель, Четверг, Март 29, 2018, 22:44:

Опечатки есть. Не очень много, но хватает.
А так книжка удалась.


От автора: Знаю про опечатки, уже готовлю второе издание, исправленное :)


6. Коллега, Среда, Июль 18, 2018, 09:35:

Поздравляю!!!


7. Тимур, Среда, Июль 18, 2018, 09:55:

Мне экземпляр с автографом!


8. Олег, Пятница, Август 03, 2018, 23:19:

Книга хороша.
Давно не читал ничего более полезного.


9. Владимир, Пятница, Август 17, 2018, 18:45:

Здравствуйте. Ссылка, что бы купить в "Неформате" не работает.


От автора: Судя по http://shop.club-neformat.c... у них там что-то сломалось. Подождем.


10. Мария, Среда, Октябрь 17, 2018, 23:39:

Здравствуйте, а это нормально, что у меня на PayPal просят паспортные данные?

От автора: Не должно быть такого. Можно скриншот?


11. Борисова Инна Владимировна, Суббота, Декабрь 14, 2019, 21:09:

Да, много полезного я узнала из Ваших статей. Мне хотя и много лет, но книгу " Ключи от жизни" издаю впервые, как получится, не знаю. Она у меня на 498 стр. со своими фотографиями и подобранными иллюстрациями с интернета. Так как я уже на пенсии. то возможности нулевые, а раньше не получилось заняться изданием - работала учителем, семья . практически времени свободного не было, естественно и знаний об издании книг - тоже. Но очень хочется издать свою книгу при жизни, чтобы самой увидеть и подарить родственникам и в музеи, есть и родословный музей в г. Кашино. А родословную я изучила с 13 века и она заслуживает того, чтобы о ней рассказать в печати, чтобы в последствии кто-либо нашелся еще продлил описание продолжающегося рода. С уважением - Инна Владимировна Кункина - в девичестве, Борисова - после замужества. г. Чебоксары. Inva75@yandex.ru


12. Инна Владимировна Борисова, Суббота, Декабрь 14, 2019, 21:29:

Да, Ваша книга, как я поняла по заголовку, психологического направления, надо бы и мне ее приобрести для моей внучки, она у меня психолог, недавно начала работать по специальности, думаю, ей будет полезно прочитать Вашу книгу. Желаю Вам творческих успехов на Вашем поприще. С уважением Инна Борисова.Inva75@yandex.ru


12 комментариев, стр. 1 из 2 [ 1 2 » ]



Условия обработки персональных данных

Last modified: 2019-10-18, 20:44

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru