Психолог Александр Лебедев

Тотемное животное для психолога


Перед тем, как писать статью, я покопался в сети, чтобы ознакомиться с распространенными представлениям и о предмете, и, как и ожидал, в первых страницах выдачи встретил лишь невежественные фантазии по поводу, такой дремучести, что не хочется даже разбирать. Обращу лишь внимание на таблички, составленные то ли школьницей, то ли шарлатаном, то ли копирайтером, расписывающей тотемных животных по дате рождения.

Сами подумайте, ну какая может быть связь древнего магического ритуала с календарем, отсчитывающим время от предполагаемой даты рождения христианского бога, основанном на удобстве подсчета дней, вычисленным европейскими учеными, и разделенным на месяцы по указам императоров?

Не стану разбирать историю вопроса, тем более, что она и не сохранилась толком, скажу лишь, что символ животного-хранителя свойственен как американским индейцам, так и сибирякам и даже европейцам, хотя и в меньшей степени. Подобная повсеместность традиции намекает на ее полезность и важность.

Начну, как часто делаю, издалека.

Великий Станислав Лем в книге "Сумма технологии" по совершенно другому поводу описал игру, эмулирующую эволюционный процесс. Я хотел было вставить цитату, но посмотрел, и увидел, что из-за дотошности Лема и направленности на неинтересные нам сейчас аспекты, она получилась бы слишком длинной и перегруженной ненужными подробностями и рассуждениями. Опишу своими словами.

В этой игре дети по очереди пробегают по коридору, в то время как водящий, "охотник", пытается попасть в них горохом из трубочки. При этом перед тем, как пробежать, каждый игрок получает накидку и инструкцию. Накидка в разной степени похожа по окраске на стены коридора, а инструкция указывает, как себя вести: быстро бежать, или тихо ползти, или гулять вприпрыжку, и так далее. Комплект накидки с инструкцией выбывает из игры, если в игрока попадают горохом, или передается следующим игрокам, если не попадает.

В результате игры волшебным образом без всякой высшей воли в игре остаются только комплекты, максимально затрудняющие водящему обнаружение и прицеливание, то есть разные варианты защитной окраски и соответствующие им способы преодоления коридора.

Так и работает естественный отбор. Никто специально не занимается сортировкой, процесс происходит совершенно механически.

Но нам сейчас важно не это, а то, что в результате остается ограниченный набор комплектов накидки, то есть того, каким тебя сделала природа, и поведения, то есть того, как ты это используешь. Собственно, видовое разнообразие. Не существует какого-то идеального для всех образа, но есть варианты, одинаково (или, по крайней мере, сравнимо до права на сосуществование, выживание) удачных.

Вот есть лось, мощный и быстрый. А есть рысь, внимательная и внезапная. Ворон, мизантропичный и недосягаемый. Змея, гибкая и опасная. И так далее. Это все, равно как и все прочее — варианты оптимального или близкого к тому сочетания формы и способа действия. Или, чуть сложнее, сочетания набора внешних признаков и набора признаков внутренних, душевных.

В применении к человеку ситуация несколько изменяется: вариабельность экстерьера незначительна, но все же заметна, зато мировоззрение и поведение оказывается вынужденным соответствовать чертам характера и особенностям психики.

В этом, человеческом случае указанная комплектность оказывается не переданной по наследству полностью, многие свои черты человек вынужден вырабатывать сам, в результате воспитания, жизненного опыта, выбора стратегий поведения, и так далее. И здесь у нас возникает сложный вопрос цельности личности, адекватности друг другу элементов внутреннего мира, поведения, мировоззрения, морали, жизненной стратегии, принципов и всего такого.

Если отдельные части этой структуры относительно легко вырабатываются в детстве и юности, то возможность собрать их в единый, непротиворечивый и дружно работающий механизм — задача нетривиальная, и отнюдь не всегда успешно решаемая.

И вот именно здесь нам на помощь приходят подсказки из мира живой природы: братья наши меньшие, которые на самом деле старшие, так как человек появился на планете относительно недавно, и существенно позже животных, и поэтому у них, у животных, повадки собраны в комплекты, мало того, что соответствующие форме, так еще и уравновешенно сочетающиеся друг с другом. Можно сравнить выданные какому-то виду возможности со своими, и по аналогии перенять манеры поведения.

Вот, для примера, берем худосочного задумчивого юношу, и задаемся вопросом, а как ему себя вести, чтобы безопасно и результативно? Брать пример с лося или медведя — не выйдет, сил не хватит. С оленя или ястреба — не хватит скорости. А вот, скажем, снять стратегии с хитрого лиса или с настойчивого питона — можно попробовать.

Выбранный образ диктует: ты не можешь наброситься и растерзать, ты не можешь схватить на лету, ты можешь подкрасться и вонзиться, или, скажем, незаметно обнять и задушить. Это — твоя выгодная тактика, ей и пользуйся. А также пользуйся другими чертами, замечательно сочетающимися с основными.

Это и есть тотемное животное. Образ, формирующий комплексное взаимодействие с внешним миром, и напоминающий об этом взаимодействии.

Просто для полноты картины упомяну о родовом тотеме. Внешнее сходство и сходство черт характера свойственно семьям, а то и племенам, поэтому отдельный род мог не заморачиваться поиском тотема для каждого отдельного человека, а пользоваться общепринятым, доказавшим свою эффективность образом жизни и действия, особенно понятным, когда рядом есть другие стаи и племена, с другими, свойственными им и более им подходящими приоритетами.

В новое время, однако, родовые связи ослабли, и индивидуализация тотемного животного вышла на первый план.

Но вренемся у теме.

Выбор тотемного животного не может быть сведен к механическому поиску в табличке. Это целый аналитический поиск, предусматривающий определенную степень знакомства с разнообразием животного мира, ибо для того, чтобы брать с кого-то пример, надо этого кого-то все же знать. Поэтому ощутив внутреннюю необходимость в тотемном животном, прежде всего приходится знакомиться с разнообразием мира дикой природы. Ничего тягостного в этом нет — в сети болтается огромное количество познавательных фильмов, книг и рассказов о жизни и привычках разных животных. Это увлекательно и интересно.

Следует остерегаться расхожих представлений, сложившихся в фольклоре, никак не связанных с реальностью. Лев силен, но не храбр. Ливингстон, путешествуя по Африке, писал, что поведение львов больше всего напоминало ему больших бродячих собак. Змея вовсе не мудра, нет у нее для того достаточно мозгов. Просто лицо у нее такое.

Тем не менее, даже внешние признаки могут дать достаточно много. Скажем, благородный олень ничем не благороден, но осанка и поступь, будучи инкорпорированы во внутренний образ, прекрасно формируют соответствующее мироощущение. Не стану сейчас останавливаться на анализе двунаправленности пластики и эмоции, об этом прекрасно писали Станиславский и Михаил Чехов, просто пока поверьте на слово.

Не следует с выбором и торопиться. Нет, если вы поспешите и выберете что-нибудь более-менее подходящего, никакой беды не произойдет, но эффективность результата может оказаться недостаточной. Чем более случаен выбор, тем меньше вы можете от него взять, тем менее он будет адекватен вашим особенностям и потребностям. Впрочем, тотемное животное может быть со временем заменено, хотя там есть определенные тонкости ритуала. Об этом позже.

Лучше всего, если на каком-то моменте изучения жизни животных, вы внезапно почувствуете необъяснимую симпатию к какому-то зверю, внутреннее родство, уважение и одобрение, если вам захочется еще и еще смотреть на него, читать о нем и восхищаться им. Очень может быть, что это оно и есть — ваше тотемное животное. Не надо пугаться ни редкости животного, ни, наоборот, обычности. Скажем, у одной моей знакомой тотемное животное — кошка. Причем не всякая, а "беспородный полосатик". Но схожесть непроизвольных повадок этой дамы с кошачьими поражает не только окружающих, но и даже ее саму, когда ей на то указывают. И она не искала этот тотем, так получилось. "Так получилось" и у меня, я тоже не чувствовал потребности в тотеме, но нарвался на медоеда. Небольшой, изобретательный, самодостаточный, дьявольски упрямый и предельно ассертивный зверек. Хочу я этого или нет, но... Не знаю, как словами сформулировать... Мне пришлось стать носителем этого тотема. Выбора не оставалось, он занял в моей душе честно предназначенное для него место.

Нет также никакой беды, если ваш тотем расхож и выбран многими другими людьми. В конце концов, люди тоже часто бывают схожими между собой. Но дело также в том, что от одного и того же тотема разные люди берут разные ключевые свойства. Бык для одного человека — это совсем не то, что бык для другого. Равно как и осел или гиена. Кстати, не надо пугаться культурных аллюзий. Мало ли какие традиции существуют в какой-то культуре. Скажем, у нас попугай — символ глупого и болтливого человека. А в восточных текстах попугай — одно из традиционных ласковых обращений к любимому человеку. Был у меня знакомый, тотемным животным которого был кабан. Не вепрь, а свин. И другой, с бегемотом. Сильные, кстати, тотемы для них были.

Кстати, о силе тотемов. В идиотически бредовых текстах из сети постоянно встречаются невнятные обещания дарования тотемом энергии (об этом несчастном термине я писал в статье "Энергия для психолога"), силы, защиты и всего такого. Не спорю, убежденность в каких-то внешних источниках силы и помощи иногда могут помочь, но так же часто могут и навредить, за иллюзорностью. Полезно понимать, что силу и защиту дает не какая-то зверушка из леса, а внутренний зверь, своей цельностью гармонизирующий наши усилия. Структурирующий, если можно так выразиться, наше взаимодействие с миром. Не визуализация картинки, а интернальное напоминание: "Я — гамадрил!" или "Я — крыса!". Я такой, а не другой, я действую так, а не этак. Не стану подробничать, это долгая тема, по-хорошему требующая личного участия, но точно не имеющая ничего общего с идеей потоков некоего незримого ресурса, ниспадающего на вас лишь потому, что вы уделили внимание символу и ли образу.

Теперь немного о ритуалистике. Тоже очень кратко. Да, действительно изображение тотемного животного помогает. Но не всякое, и дело отнюдь не в количестве. Важно, чтобы изображение воплощало ту часть свойств, которую вы хотите от тотема получить. Скажем, если вы выбрали тотемом вомбата, то вам возможно, понадобится броня на заднице (я не шучу), а вовсе не удивительное свойство гадить кубиками (я опять не шучу).

Выбирайте те изображения, что "отзываются", где ваш зверь показан таким, каким вы его любите, вызывающие вашу симпатию и восхищение. А на остальные можно не обращать внимание. Старайтесь держать эти изображения перед глазами и старайтесь воспринимать их как ваши портреты. Пользуйтесь символикой по тем же правилам. Держите перед изображениями "подношения", но воспринимайте эти подношения, как подарки себе самому. Купили себе шоколадку — положите ее на некоторое время перед тотемом. Это вам. Хвастаться тотемом можно, но не обязательно. С одной стороны, внешнее ассоциирование вас с тотемом вам поможет в закреплении образа, а с другой стороны, сделает вас более предсказуемым для окружающих, что не всегда удобно. Неудобно также хвастаться, о чем я вскользь упомянул, если ваш тотем отягощен культурными коннотациями — осел, козел, петух, свинья, и так далее. Кстати, если вы покопаетесь в разных эпосах, то с удивлением обнаружите, что в другие времена и в других странах к этим животным относились с большим почтением. Петух, между прочим, как символ презираемого зэками педераста, произошел вообще не от птицы, а от карамельного петушка на палочке.

Если вам все же пришлось сменить тотемное животное, нашли лучший вариант и ли изменились сами — причины могут быть разные, старый тотем следует провожать с почтением и благодарностью, и не торопиться изъять его из своих представлений и своего окружения. Вы взяли от него то полезное, что смогли, и надеетесь сохранить это полезное и дальше. Вы не отвергаете, а прощаетесь. В некоторых случаях бывает удобно "подружить" старый и новый тотемы.

Обычно тотем выбирается на достаточно долгое время, но я знаком с техниками, когда это делается на краткие периоды для выполнения какой-то определенной задачи. Очень многообещающая, на мой взгляд, идея, хотя и в ней, как и везде, есть свои хитрости.

Я надеюсь, в какой-то мере мне удалось обозначить общие положения, что позволит кому-то избежать ошибок и найти в мире еще кусочек себя.

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных


© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи