Психолог Александр Лебедев

Темная сторона силы - Месть


Месть... Пожалуй, самое неоднозначное из осуждаемых человеческих чувств. С одной стороны, что для христианина, что для буддиста, что для строителя коммунизма мстительность — это нехорошо. А с другой стороны, что ни боевик — то прославление отмщения злодею. И когда в конце фильма злодей гибнет, иногда мучительно, или хотя бы оказывается сильно расстроен по объективным причинам, все зрители радуются, и не найдется, пожалуй, ни одного, кто пожалел бы бедняжку или посетовал, что нехорошо так обходиться с человеком, что бы он ни совершил.

И даже и не знаю, как однозначно отнестись что к мести, что к тому, как ее воспринимают люди.

Давайте начнем, как это уже сложилось, с корней.

Как и любая распространенная эмоция, интенция, потребность, жажда мести не может быть отклонением, она наверняка на что-то направлена. Причем наверняка на что-то полезное. Легко понять, что это что-то — явно социальная функция, поскольку имеет отношение только и исключительно к взаимодействию между относительно равными по статусу особями. А из этого уже и вычисляется функция регулировки внутристайного поведения. Частично я этот вопрос осветил в статье "Обида".

Поступки животных (а хоть бы и людей) в стае (а хоть бы и в обществе) регулируются не только инстинктивными регуляторами, но и этическими, традиционными — моральными принципами, законами, правилами, пусть даже они и основаны на тех же самых инстинктивных регуляторах поведения. В этом традиционализме — сила и крепость стаи, и должны существовать механизмы, способные поощрить его соблюдение и наказать отклонение от того, что дОлжно, прилично, достойно и одобряемо.

В самой природе такого механизма нет, и быть не может, так как понятия добра и зла естественным образом специфичны для каждой стаи, общества, с их традициями и законами. Поэтому и возложена такая регулировка должна быть на носителей этих понятий, то есть на членов стаи. И, само собой, не в виде подписанного договора, а, как и все природные методы, в виде желаний, потребностей.

То есть, если некто гадким образом отклонился в своем поведении от общепринятого настолько, что нанес этим ущерб, материальный или моральный, то, независимо от того, отклонился ли он в рамках закона или вне рамок, в рамках морали или вне, такое отклонение должно вызывать у ущемленного стремление скорректировать нежелательное поведение.

Наказать.

С одним интересным отличием: наказание всегда налагается сильным на менее сильного. А месть может происходить в куда более широких пределах, и это очень важный момент, делающий месть более универсальным, более гибким поведенческим регулятором.

Второй важный момент, что для осуществления мести не требуется социального одобрения, которое обычно сопровождает процедуру наказания, хотя она может быть публично оглашена, чтобы и другим было неповадно.

Третий момент, который отличает месть от более простой реакции — она может быть отсрочена, иногда очень надолго.

Этот текст вошел в качестве главы в книгу «Психология Тёмной стороны силы» и здесь теперь недоступен. Вы можете прочесть его в книге.

Комментарии

1. Тимур, Четверг, Сентябрь 28, 2017, 00:36:

Реакция стада на похищение из его рядов одного из членов хищником у разных видов своя. Многие травоядные млекопитающие и многие виды птиц относятся к этому как к чему-то неизбежному и незначительному: отбежали, тут же успокоились и продолжают прежнюю жизнь. В момент нападения на стадо хищник тоже может быть атакован, но, схватив жертву, он больше ничем не рискует. Другие виды делают короткую попытку отбить собрата. Но стоит хищнику немного отбежать или отлететь, как стадо прекращает его преследовать.

А есть виды с удивительным поведением: они могут часами гнаться за хищником и донимать его. Всем знакомый пример – вороны. Если кто-то схватил ворону и поволок прочь, ее товарки скликают всех окрестных ворон, и те начинают с воплем преследовать хищника, не позволяя ему насытиться добычей. И зачастую им это удается: хищник в конце концов бросает труп вороны и спешит скрыться. Но этим неприятности для него не кончаются. Теперь, где бы он ни появился, вокруг слетаются вороны и поднимают гвалт. Жить в такой обстановке хищнику неуютно, а охотиться просто бесполезно. Такое поведение ворон очень эффективно. Хищник быстро усваивает, что ворону, может быть, и легко поймать, но съесть ее не так просто. А если и поймаешь, то потом наголодаешься: охотиться не дадут. С воронами лучше не связываться.

Многие обезьяны тоже мстительны, преследуют схватившего товарку хищника и долго ему мстят потом.

Человек проявляет ту же тактику. Когда тигр появляется в окрестностях, вся деревня прячется по домам и пассивно выжидает. Тигр может так обнаглеть, что расхаживает по деревне и заглядывает в дома. Но вот ему удалось похитить одного человека. Тут же вся деревня выходит из домов с тазами, трещотками, колотушками и начинает со страшным шумом и гвалтом преследовать людоеда. Тигр уходит, волоча жертву, старается спрятаться. Но его находят и снова преследуют. В конце концов тигр бросает жертву и уходит, а люди уносят труп в деревню.


2. Тимур, Четверг, Сентябрь 28, 2017, 00:43:

Выводы:
1. Травоядные не мстят. И, если ты не мстишь - ты травоядный, низ пищевой цепочки. А еще говорят, что хищники травоядных умнее...

2. Вороны мстят другим видам - т.е. и мстящий человек вычленяет обидчика из "своих" и не собирается вести никаких переговоров с нелюдем.

3. И да, по логике вещей фашиста целесообразнее превентивно убить, не дожидаясь реализации его извращенных фашистких инициатив. И это действие не на благо социума, а на облагораживание окружающей среды. Мы же крыс, тараканов, клопов (холеру с чумой) для себя травим, не для дяди.


От автора: Мстительные лошади мне попадались.


© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Домашняя страничка Крысолова, консультация психолога онлайн, психолог онлайн, психологическая помощь онлайн, психолог по скайпу, консультация психолога по скайпу, психологическая консультация по скайпу, помощь психолога по скайпу психолог по Skype, консультация психолога по Skype, психологическая консультация по Skype, помощь психолога по Skype, Крысолов, Ratcatcher, Дао Цзи Бай, Слова Ванталы, психология, психотерапия, проблема, кризис, помощь, тренинг, психолог

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи