Психолог Александр Лебедев

Мантры для психолога


Постараюсь быть краток.

Как и чакры, мантра — не нечто волшебное, мистическое, магическое, не заклинание, не молитва, а вполне себе прикладной инструмент, упражнение. А еще точнее, технический прием для более легкого и точного выполнения трех упражнений.

Первое — дыхание. О правильном дыхании знают практически все, несмотря на то, что и на этот предмет намотано множество мифов и фантазий. В принципе все не так сложно и не так волшебно, как, бывает, пишут и рассказывают, но есть определенные трудности. Основная трудность в том, что дыхание — процесс автоматический, долго концентрироваться на нем сложно, и необразованный послушник просто не имеет возможности постоянно, или хотя бы продолжительное время фиксироваться на требуемых глубине и ритме. А отвлекся — все, начинает опять дышать по-прежнему, неэффективно.

Просто как иллюстрация: я в молодости был очень чувствителен к качеству и чистоте воздуха. Спертая атмосфера была мне неприятна до невыносимости. А после того, как я научился правильно дышать, эта зависимость исчезла. Конечно, и сейчас свежий воздух мне приятнее душного, но не до такой степени, чтобы по этому поводу страдать.

Что такое "правильно" — вне рамок этой статьи, извините.

Так вот, мантра — это, по форме, короткий текст. И его положено не читать, а петь. Не всегда, не везде, не по всякому поводу и не во всех школах, но тем не менее. И, пока вы распеваете мантру, ваше дыхание подчиняется определенному ритму и определенной глубине, зависящими от мантры.

Простейший вариант — "Ом мани падме хум", рассчитанный на долгий вдох, легкий выдох и некоторую паузу. Чуть сложнее — то же самое на одном выдохе два раза. Потом четыре.

Послушайте, как они поют. Если вы не занимались дыханием специально, в порядке ли оздоровления, в порядке вокала или еще как-нибудь, то с налету вам будет не очень просто повторить.

Когда от долгой практики правильное дыхание становится привычным, мантру можно петь не вслух, а про себя. Дыхание подстраивается автоматически, рефлекторно.

Более сложные мантры предлагают более замысловатый рисунок дыхания.

Есть и вспомогательные инструменты, например для отмеривания паузы на вдох может даваться колокольчик. "Ом мани падме хум!" — Динь!

Второе упражнение, исполнение которого может потребовать пения или чтения мантр — медитация. Я писал о том, что медитация в своей основе — остановка мыслей. Но человеку, привыкшему размышлять и разговаривать, эта основа дается с трудом, иногда даже с непомерным трудом и напряжением, не дающим сохранять требуемую легкость. Привычно возбужденный речевой центр отказывается расслабляться, и, стоит чуть отвлечься, в голове начинают крутиться и ворочаться мысли, оформленные словами.

Выход есть: занять голову текстом, не нагруженным мыслями. Если вы бесконечно повторяете "Ом мани падме хум", то речевой центр занят именно этим, и не может заполнить вашу голову обычной мыслительной жвачкой. Мантра обычно не содержит внятного текста и не предлагает размышлять по поводу ее смысла.

Однако с тренировкой простая мантра перестает загружать мозг полностью, и он ухитряется в процессе продолжать думать о всякой ерунде. Несколько помогает требование читать или петь мантру "правильно", а также отвлекаться на колокольчик, но и у этих приемов есть границы.

Вопрос решается примитивно: берем более длинную и более сложную мантру.

Со временем, когда мозг научится расслабляться, и медитация станет более привычной и естественной, надобность в мантрах для достижения целевого состояния будет снижаться, в перспективе – до нуля.

Этикетки бонусов — "мантра, освобождающая от грехов", "мантра, избавляющая от смерти" и так далее — чисто мотивационные, чтобы нерадивый ученик все же на слишком сачковал, а в надежде заработать плюшек добросовестно выполнял упражнение. Ну и для обозначения, конечно же.

Третья задача мантры — якорение, как выражаются НЛПеры. Когда ученик научается вызывать в себе определенные состояния, то для того, чтобы это делалось проще и быстрее, вырабатывается ассоциативная связь нужных состояний с конкретными несложными действиями. В классике это мантры и мудры. Если вы, добиваясь определенного состояния (или хотя бы настроения), многократно будете фиксировать успешный результат конкретной мантрой или мудрой, то в трудной ситуации, когда вам срочно это настроение понадобится, вы легко сможете вызвать его, произнеся ту же мантру или сложив ту же мудру.

В принципе есть и другие, реже используемые способы применения мантр, но все равно все они относятся к дидактическим приемам. Кстати, аналоги мантр существуют и в других духовных практиках, например зикры в суфизме.

В общем, мантра — штука полезная, работающая, сам ее применяю по разным поводам в работе с клиентами, и вам не повредит.

 

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных


© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи