Психолог Александр Лебедев

Мода прощать


В последнее время часто натыкаюсь на тренинги и статьи о прощении. Иногда о тотальном прощении, радикальном прощении, всеобщем, и все такое. Я понимаю, что модно, отзывается, привлекает, но именно поэтому имеет смысл разобраться, а о чем речь-то.

Для начала определимся с антонимом. В каком состоянии находится человек, который не простил? В обвиняющем, обиженном. Более того, если обвинение не имело место, то и простить не получится.

Я уже писал в «Психологии темной стороны силы», в главе «Обида», что она – регулятор общественных отношений, вызывающий поведение, демонстрирующее обидчику, что он неправ, и что не мешало бы что-то в его поступках скорректировать. Аналогично с обвинением («Обвинение и оправдание вины»). При этом совершенно несущественно, согласен ли предмет обиды с формулировкой обвинения. Паче того: он может даже не знать и не подозревать, что кем-то на него возложена вина.

Это означает, что и обвинение, и оправдание (об этом позже) и обида, и прощение не являются функциями отношений, а находятся в одной-единственной голове обиженного обвинителя.

Оно конечно, вина может быть и формальной очевидной, упомянутой в законодательстве, но ведь и законы в истории менялись неоднократно, и то, что раньше считалось тяжким преступлением, сегодня стало частью быта. Равно как и наоборот, некоторые безобидные в древности (или даже в средневековье) действия сейчас караются по закону. Еще разнообразнее вариации морали, социальных стандартов, специфичных для конкретной культуры. Причем даже не в масштабах стран и наций, а в пределах социальных слоев и групп.

Кратко выражу формулировку из упомянутой главы: вы обижаетесь и обвиняете, когда кто-то поступил по отношению к вам (или даже по отношению к вашим представлениям о правильном поведении) не столь удобно и комфортно для вас, как вы планировали. И вывод: планируйте правильнее.

Повторюсь: обусловленное природой поведение не доходит до таких философских стоических премудростей, а запускает демонстрацию, манипулятивное поведение, призывающее кого-то вести себя в соответствии с вашими планами. Пусть даже ваши планы – не только лично ваши, но и всей вашей социальной группы. А поведение на этом уровне запускается именно эмоциями. Подробности – в книге.

Теперь собственно о теме статьи. Помимо прощения было упомянуто оправдание, которое отличается от прощения тем, что вина снимается, в то время как прощение применяется к человеку, который все же виноват, и несмотря на вину. Оба акта характеризуются отказом от враждебности, которая, по идее адептов прощения, вызывает дискомфорт и неудобство в восприятии мира. Оправдание обычно связано с признанием весомых причин, по которым виновный поступил именно так, а не иначе, то есть с объективными факторами. Прощение, напротив, связано с признанием виновного все-таки хорошим человеком, по отношению к которому враждебность неуместна, несмотря на то, что он все же иногда поступает дурно. Это самое важное и основное.

Насильственные попытки простить, когда обиженный к этому еще не готов, частенько основываются на механизмах психологической защиты, не исключающих протестное отношение. Используются обесценивание (в форме презрения или жалости), рационализация, вытеснение, замещение, и другие. Некоторые катарсические ощущения, возникающие при этом, могут дать иллюзию решения вопроса, но, по большому счету, им не являются, так как враждебность, пусть и замаскированная психологической защитой, остается. Однако именно этими ощущениями и торгует психологический планктон (см.), за счет чего и популярность темы. Плюс, конечно, христианские аллюзии, превратное понимание некоторых положений некоторых восточных философий...

Важно понимать, что прощение не является психотерапевтическим инструментом, не является условием "развития", не имеет собственной ценности, а всего лишь механизм формирования отношений внутри группы. Поэтизировать, романтизировать и сакрализовать его бесполезно. Да, переживание обиды может быть мучительным, и на этом фоне стремление как-нибудь простить, дабы избавиться от дисфории, понятно, но не результативно.

Поэтому разнообразные тренинги, занятия, ретриты и семинары на эту тему я считаю профанацией.

Что я могу еще сказать... В общем, примерно все то же самое, что я уже писал в статье «Понять и простить» и в уже упомянутой книге. Цитировать не стану. Если для вас вопрос важен, то вы можете прочесть хотя бы соответствующую главу. А если у вас нет такого желания, то, наверное, и цитировать незачем. Целью моей было прояснить вопрос популярности прощения, как темы.

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных


© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи