Психолог Александр Лебедев

Быдло


Это не очень корректное слово, изначально означающее "скот", которое многие люди избегают употреблять, и даже говорят об этом вслух, декларируя необходимость относиться с уважением к любому человеческому существу. Мол, всегда найдется, за что можно уважать произвольно выбранную личность.

Для меня понятие "быдло" существует и имеет вполне определенное значение. Быдло обладает свойством, которое противоречит описанному гуманистическому принципу: уважать его мне не хочется совсем. И я объясню, почему.

Дихотомический, манихейский подход к оценке поступков утверждает, что существуют объективное зло и объективное добро как две силы, ведущие между собой борьбу в мире. Я же считаю, что зла не хочет никто, кроме отдельных психически больных людей. Самый неприглядный поступок обычно имеет причиной какие-то вполне конкретные желания, намерения, представления, как сделать лучше. Скажем, исламские фанатики, сжигающие живьем противников, уверены, что поступают хорошо и правильно, так же, как это делали американцы во Вьетнаме, инквизиторы и фашисты в Европе и православные ортодоксы в России. Они творили добро. В своем, конечно, понимании. Даже маньяк, насилующий ребенка, не мечтает об увеличении зла в мире, он попросту творит свое, субъективное добро для себя лично, удовлетворяя свои персональные желания. Да, во вред кому-то другому. Причиняя кому-то субъективное зло. В этом смысле он не отличается качественно от человека, не отдающего знакомому долг. Отличается количественно, по размеру причиненного ущерба, но и только.

Добро оказывается всего лишь чем-то, что кому-то нравится, и он называет это добром, а зло — чем-то, что кому-то не нравится, и он называет это злом. Незачем даже искать примеры, чтобы убедиться, что одни и те же поступки или события могут восприниматься и как добро, и как зло, в зависимости от информированности и позиции воспринимающего. На эту тему есть даже разнообразные красивые притчи.

Зато здесь появляется интересный вопрос о соотношении субъективного добра (неважно, для кого) и субъективного зла (неважно, для кого) и оценке этого соотношения при взгляде со стороны. Закон, рассматривая ситуацию, когда некое зло было причинено для предотвращения большего зла, не считает это преступлением (юридические формулировки, конечно, другие).

Конечно, в жизни каждого человека бывает, что он хотел как лучше, а получилось не очень. Или он просто не подумал, а вышло неудачно. Или предполагал пошутить, а восприняли это как-то не так. В общем, ошибки. Случайные, нехарактерные, за которые он испытывает чувство вины, угрызения совести или хотя бы обескураженность или смущение.

Но есть и другие люди, постоянно, систематически, по эгоизму, тупости или из заблуждения причиняющие окружающим ущерб, в отличие от нормальных людей, которые своей деятельностью приносят хоть какую-нибудь пользу или хотя бы никому не мешают.

И вот их-то я и называю быдлом, и наотрез отказываюсь их уважать.

Первая большая категория быдла — те, кто поступает гнусно из эгоистических соображений.

В первую очередь это криминалитет различного сорта. Кварирные рейдеры, живущие отъемом жилья у незащищенных людей, карманники, вытаскивающие кошельки с последними деньгами у пенсионеров, наркодилеры, втягивающие школьников в смертельную зависимость, мошенники, опустошающие банковские карты, взяточники, работающие не на пользу, а на тех, кто дал им мзду, правоторговцы, за свою прибыль ограничивающие нищему российскому населению доступ к культуре, прочие доблестные сотрудники разнообразных подотделов очистки, и так далее.

Во вторую очередь это недобросовестные работники, создающие иллюзию полезной деятельности, но получающие за эту иллюзию реальные деньги. Ремонтники и врачи, закладывающие в свой труд дефекты и пороки, чтобы клиент пришел еще раз, целители, гадалки и астрологи, вешающие лапшу на уши клиентам, производители отходо производства под видом товаров, чиновнический планктон, всеми силами избегающий выполнения своих обязанностей, халтурщики-подрядчики, за полновесную плату выполняющие обязательства по принципу "авось не заметит", мобильные операторы, изобретающие хитроумные способы засунуть свои жадные, липкие ручонки в карманы клиентам за лишней копеечкой, полицейские, тягающие невиновного в тюрьму "для палки", и так далее.

В третью очередь это те, кому "надо". Те, кто обламывает на улице цветы, потому что так дешевле. Ну и что, что он сделал хуже пейзаж, которым любовались все? Ему-то стало лучше! Те, кто обходит очередь, будь то к врачу или к железнодорожному переезду. Ну да, украл у каждого в очереди минуту или десять, главное — себе, любимому, сэкономил! Паркующиеся на тротуаре (что он, место себе искать будет, как лох? Кому надо, обойдет!)... Да мало ли. Вы меня поняли.

Вот сегодня прочел обиду доброго человека, инвалида-колясочника, который не смог добраться до могилы своей матери на похоронах, но попросил донести цветы и венки. Так кто-то сообразительный из родни разорвал ленты с этих венков, чтобы закрепить какие-то другие. Ну удобно же, правда? И веревочку искать не пришлось.

Они могут себя оправдывать как угодно, но если вдруг они все внезапно утонут или повесятся, всем станет только лучше. Это тот случай, когда правило "о мертвых — либо хорошо, либо ничего" не работает. Сдох — и прекрасно. Никто не пожалеет, за исключением подельников или тех, кто от него кормился. Кто-то может сказать, что зря я так жестко высказался о третьей, относительно безобидной, категории. Не соглашусь. То, что мы наблюдаем — это отдельные, видимые снаружи эпизоды. А для них это образ жизни. Он ведь не только сирень обломал, он и лампочку в подъезде выкрутил, и ведро у колодца оторвал в хозяйство, и клубнику с вашего огорода собрал, пока вас не было. Молодец такой предприимчивый. Так что на фиг, на фиг.

Эти люди, в отличие от следующей категории, могут мнить себя умными, образованными, интеллектуалами. Они и вправду могут разбираться в живописи, винах, хорошо одеваться, посещать театр и куртуазно поддерживать беседу. Все равно быдло.

Вот не знаю, куда отнести тех, что запускает "дыц-дыц" на полную громкость, в основном из машин, — сюда или к следующему типу.

Вторая категория — тупое быдло. Если быдло из первой категории приносит себе какую-то пользу, пусть даже и минимальную (в виде экономии ресурсов), то тупое быдло гадит всего лишь потому, что ему не хватает ума на простейшие действия культурного человека: донести бутылку до урны, собирать семечную шелуху в пакетик, а не расплевывать вокруг, найти туалет, а не опорожниться прямо тут же, садиться на спинку скамейки, ногами на сиденье... Они и правда делают это из тупости. Их слабому мозгу действительно невыносимо трудно спланировать и исполнить сбор мусора после пикника и доставку его на помойку.

Есть и бессмысленные активные действия. Скажем, все видели уродливые закорюки на стенах домов. Так развлекаются так называемые тагеры — стихийные каллиграфы. Им и невдомек, что есть целые направления в искусстве, относящиеся к умению рисовать красивые буквы и вензеля, к каллиграфии.

Они слишком тупые для этого, и то, что они делают — предельное напряжение их интеллекта и чувства прекрасного. Я здесь не имею в виду художников-граффитистов, кои временами создают действительно волшебные изображения на стенах. Авторов неостроумных кратких надписей тоже отнесу к тому же сорту быдла.

В отдельный подраздел выделю деструктивных шутников, портящих полезные вещи. Когда-то это были те, кто ломал телефоны-автоматы, сегодня же они могут сломать что угодно, потому что скучно, а придумать себе занятие невозможно. По тупости. Так, например, массово страдают лифты, автобусные остановки и почтовые ящики.

Третья и последняя (если только мне не придет в голову что-то еще) категория — заблуждающиеся. Они тоже в какой-то степени относятся к тупым, так как у них не хватает любознательности, четкости и критичности мышления, чтобы проверить и рассеять свои заблуждения, но при этом они в состоянии изобретательно спорить и хитроумно планировать свои мерзости.

Во-первых, это религиозные фанатики, при процентно небольшом количестве ухитряющиеся испортить много хорошего другим людям: запрещать концерты и выставки, поганить хорошие места своими торговыми точками, пытаться навязать всем вокруг свои религиозные правила жизни. Ну, это вообще патология, на мой взгляд.

Во-вторых, это разнообразные цензоры, которые лучше меня знают, что можно и что нельзя смотреть или читать мне и моим детям. Они испортили гораздо больше, чем вам кажется. Они лишили вас доступа к интересным авторам и художникам, например, но это не так страшно. А вот, скажем, запрет отдельных видов порнографии, причем не просто торговли, а даже обладания, вредит куда больше и интереснее. В Дании, Германии и Японии в течение некоторых периодов времени была официально разрешена детская эротика. Из полицейских отчетов следует, что в эти периоды сексуальная преступность против детей падала на 40-60%. Что и понятно: безопаснее сидеть дома у видика и самоудовлетворяться, чем выходить на охоту в парки и подъезды. Ну, если есть такая возможность. Вы понимаете, скольким людям цензоры испортили судьбу из боязни случайно возбудить педофила?

В-третьих, это паникеры, слышавшие звон. ГМО, прививки, ядовитые добавки "Е" с номером, и так далее. Видел где-то оценку нанесенного ими ущерба, но не могу найти. Много.

Всех этих людей обычно невозможно исправить. Они адаптированы, то есть им нормально. А для того, чтобы они что-то изменили в своем мировоззрении, у них должен случиться конфликт мировоззрения с реальностью, чего не происходит, поскольку остальная часть общества, по крайней мере в России, слаба, пассивна и бесправна по отношению к быдлу. Я знаю, что во многих других странах ситуация существенно лучше. И мне обидно за Россию. Поэтому я отказываю быдлу в уважении, и это тот минимум, который я могу сделать для того, чтобы ситуация хотя бы наметила тенденцию к изменению. Не надо, не надо уважать быдло, не надо ставить его на одну доску с собой, не надо делать вежливую физиономию для них. Пусть хотя бы разделение общества на добрых граждан и быдло станет явным. Это будет маленьким, но все же шажком к здоровью общества.

Комментарии

1. Евгений, Пятница, Январь 06, 2017, 10:20:

По моим представлениям - "те, кто ломал телефоны-автоматы," делали это за деньги. Когда в СПб появился первый оператор сотовой связи, была могучая волна срезания трубок у уличных телефонов-автоматов. Потом мелькнула информация о том, что за срезанные трубки можно было получить деньги.

Вандализм практиковался задолго до мобильных. Я вспоминаю эпизод, мне было лет... Семь, что ли. Я увидел, как мужик с маленьким ребенком, гулявшим возле автомата, вынул ножик и перерезал провод в трубке, чтобы ребенку было прикольно дергать трубку на пружине.


11 комментариев, стр. 2 из 2 [ « 1 2 ]



Условия обработки персональных данных


© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи