Психолог Александр Лебедев

Чудесный мир


"And I think to myself:
What a wonderful world!" 
Louis Armstrong

 

В нашей стране каждый ребенок получает бесплатное образование. Это можно было бы счесть благом, если бы на вопрос "кому выгодно" не находилось бы столь однозначного ответа. Государство платит за образование и получает обученных работников. Именно госзаказ и определяет структуру бесплатного образования — читать, писать, считать. То, что нужно работнику. Изображая заботу о детях, государство выкупает у них возможность обучаться не тому, что требуется государству, а тому, что нужно гармонично развитому человеку. Вплоть до того, что люди, даже уже давно взрослые, бывают не в состоянии ответить, а что, собственно, им было бы нужно. Чему они хотели бы научиться, если бы у них был выбор. Более того, даже если им намекнуть, что целью может быть счастье, то зачастую оказывается, что оно в их представлении прочно связалось с материальными благами. Свое счастье такой обыватель видит в бытии примерным потребителем.

Как-то мне пришлось беседовать с таким монетарно ориентированным молодым человеком. Одним из условий своего счастья он назвал обладание "крутой тачкой". 
- Ну хорошо, — спросил я его, — а что ты будешь делать с этой машиной? 
- Конечно же ездить.
- И куда же?
- Ну мало ли, по делам, на работу...
- Какую-такую работу, мы же выяснили, что денег у тебя будет немерено?
- ...

Я, впрочем, не вижу в этом несправедливости. Коль скоро образование оплачивается государством, то и свои функции оно выполняет для того, кто платит. Что не мешает каждому человеку самостоятельно заниматься своим развитием за собственные деньги, а то и бесплатно.

Внушенные символы успеха, несмотря на всю свою условность, оказываются настолько авторитарными, что часто не позволяют даже увидеть другие, не столь выгодные государству возможности. Трудно, однако, предположить, что двести лет назад, когда автомобилей не было вообще, не было и счастливых людей. Из чего косвенно следует, что ни одно из достижений цивилизации не является непременным условием для счастья. Они могут обеспечить комфорт и удовлетворение некоторых еще потребностей, но...

Я веду к тому, что сам предмет или объект не может являться необходимым. Он создает какое-либо чувство, к которому мы стремимся. Скажем, горячая вода сама по себе всего лишь вещество с определенной температурой, но она дает нам при надлежащем использовании приятное ощущение чистоты.

Это ощущение тела, кинестетическое ощущение. Однако бОльшую часть информации человек получает при помощи зрения и слуха. Здесь мы тоже оказываемся во многом рабами тех, кто платит. Смотреть нам предлагают телевизор (35% рекламы), слушать — попсовенькие песенки, гордо называемые хитами только потому, что их поставили в ротацию на радио, и даже городские пейзажи для нас заслонены многочисленными рекламными щитами.

Тем не менее, есть культуры, ценящие красоту и гармонию в большей степени, чем та, к которой мы имеем радость принадлежать. Обычно сразу в голову приходит Япония с ее традиционными праздниками "любования весенней луной" или "любования цветущей сакурой". Примечательно, что это удовольствие доступно всем слоям населения, так как луна, как ни крути, еще никем не оплачена.

Трудно себе представить русского человека, целенаправленно выбирающегося на природу с тем, чтобы на что-то конкретное любоваться.

Я не хочу обвинять всех скопом, но возникает ощущение, что единственная цель таких походов — раскидать бутылки и обертки вокруг себя и ужраться в зюзю...

Но давайте лучше поговорим о тех, кто заинтересован в собственном развитии, в своем счастье, и видит это счастье не только в участии в денежном обороте.

Одно из самых доступных, и вместе с тем самых изысканных удовольствий — удовольствие от созерцания прекрасного. Люди, способные наслаждаться красотой мира, с очевидностью счастливее тех, кому это не дано. Или, скажем, тех, кто не озаботился развитием в себе эстетического чувства, так как я абсолютно уверен, что все человеческие способности возможно развить практически у любого человека.

Соглашусь, однако, что наша реальность предлагает нам не очень много возможностей для такого развития. Стандартные коробки домов, лужайки, усыпанные мусором и собачьими испражнениями, висящие везде провода и реклама, реклама, реклама... Тем не менее, для целеустремленного человека это не препятствие.

Когда-то я вел занятия по философии дзен. И, естественно, рассматривал концепцию гармонии, и в рамках этой гармонии — гармонию окружающего мира и ее восприятия. Я вывел группу наружу, и коротко рассказал об искусстве икебаны. Затем попросил обратить внимание на отдельно стоящее, наугад выбранное дерево.

— Посмотрите, — сказал я, — посмотрите на это дерево с точки зрения икебаны. Не правда ли, вот эта ветка очень драматически подчеркивает стремление дерева к небу, а просветы в листве говорят о том, что это стремление — успешно. Изысканный угол второго, дополнительного ствола, ответвляющегося почти у корня, виден только с этого ракурса...

Ну, и так далее. Когда вся группа согласилась с тем, что это дерево достойно восхищения и могло бы быть творением мастера икебаны, я обратил внимание группы на соседнее, столь же прекрасное дерево. Увидеть его красоту было уже легче.

А потом я попросил всех увидеть, что ЛЮБОЕ дерево является произведением искусства, и что не представляет большого труда увидеть его красоту. Приятно было видеть восхищенные глаза людей, переходящих от дерева к дереву и делящихся своим восторгом между собой.

После этого было уже нетрудно помочь увидеть красоту любого фрагмента природы.

Следующий этап — поход в музей. Там можно увидеть работы великих художников, при этом обращать внимание следовало не на технику работы, а на то, что выбрали эти художники для изображения, и попытаться понять, почему именно это, и чем именно это прекрасно.

Я сейчас не веду этих занятий, но, если вам персонально требуется поработать над эстетическо-гедонистическим наполнением вашей жизни, напишите мне, что-нибудь придумаем.

Однако постоянно смотреть на мир как на источник эстетического удовольствия — утомляет. И даже вспоминать об этом не всегда удается — современный человек все время на бегу, смотрит под ноги либо на экран компьютера или в бумаги...

Недавно у старшего сына был день рождения. Выбор был — подарить ему плеер либо электрогитару. Остановились на втором варианте, потому что гитара — чтобы играть, а плеер — всего лишь чтобы слушать.

Акт творчества позволяет полнее ощутить красоту.

Поэтому одним из важных моментов эстетического воспитания является рисование. Неважно, в какой технике. Но, к сожалению, неудачные рисунки часто отвращают от дальнейших упражнений в этой области, так как научиться рисовать хорошо не так-то просто. Очень много усилий требуется на освоение именно техники.

Лет двадцать назад, помню, были попытки обучать детей красоте при помощи фотографии. Однако три-четыре "Зенита" на класс плюс низкочувствительная черно-белая пленка и тонкости мокрого процесса были явно недостаточны для успеха. Зато сейчас, при недорогой цветной пленке, совершенно уж дешевых мыльницах и довольно доступных цифровых фотоаппаратах такое эстетическое воспитание доступно практически каждому. При этом утомительные процессы проявки и печати уже необязательны.

Фотография позволяет сделать то, о чем я только что говорил — вычленить красивый фрагмент мира и запечатлеть его. Быстрота получения результата даже с пленки делает этот способ особенно привлекательным как для нетерпеливых подростков, так и для занятых людей, не намеренных менять свою работу на призрачную славу художника.

Техническое несовершенство бюджетной техники не является препятствием. Мне приходилось видеть воистину шедевральные кадры, сделанные самыми простыми камерами. Важно делать эти кадры с понимаем, задаваясь вопросом: "А что я делаю? Что хочу увидеть в результате?".

Найдите любую галерею шедевров фотоискусства — многие из лучших кадров не потребовали ни экзотической натуры, ни сверхпрофессиональной техники. Это именно удачно, с любовью пойманный фрагмент мира. То же можно сказать и о многих работах великих художников.

Давайте попробуем представить себе, какая последовательность шагов поможет нам (или тем, о ком мы заботимся) прийти к восприятию и пониманию гармонии внутренней и внешней красоты нашего мира.

Правило номер один
Абсолютно любой фрагмент мира содержит нечто прекрасное.
Нам не всегда удается это заметить, потому что существуют общепринятые, даже навязанные нам стандарты, и мы зачастую неосознанно сравниваем с ними увиденное. Из-за этого мы можем необоснованно плохо отнестись к какому-нибудь пейзажу или интерьеру.

Не могу не вспомнить, как мы с одной девушкой рассматривали фотоальбом Яна Саудека. Никто не станет спорить, что эстетика у него, мягко говоря, своеобразная, и девушка жаловалась, что не понимает его работ и видит в них только уродство. Я перевернул альбом вверх ногами и сказал: "Вот теперь будет красиво". Действительно, когда девушка потеряла возможность оценивать красоту изображенных людей, на первый план вышли цвета, линии и композиция, которые оказались вполне достойными созерцания и даже восхищения.

Упражнение
Возьмите лист бумаги, сомните его в комок, положите перед собой и найдите его красоту. Представьте себе, что каждая линия этого комка была старательно продумана художником, так же как и положение комка перед вами. Когда это получится, поверните комок и повторите.

Правило номер два
Любой, самый обычный предмет может быть красив, будучи повернут, освещен и размещен по отношению к другим предметам должным образом.

Это становится особенно хорошо понятно, если посмотреть на натрюрморты великих художников. Если исключить отдельные эпохи, натюрморт мог содержать два-три обычных предмета и при этом быть произведением искусства.

Упражнение
Возьмите ложку, вилку и настольную лампу. Используя лампу в качестве источника освещения, создайте три композиции из ложки и вилки, которые вызывали бы у вас желание запечатлеть их. Обратите особое внимание на угол зрения и ракурс. Некоторые ракурсы делают самые простые предметы неузнаваемыми.

Правило номер три
Введите в мир рамку.
Ограничьте найденный красивый фрагмент мира прямоугольником, который отсекал бы все ненужное, подчеркивая то, что следует.

О композиции написано много книг, и их вполне можно прочесть. Мне кажется важным понимание, что рамка это не ограничение, обусловленное техникой съемки, а средство для выделения главного, построения композиции и убирания лишнего. При восприятии изображения зрительный центр первым делом выделяет из него первичные элементы — вертикальные и горизонтальные прямые, так что прямоугольный кадр наиболее естественен для человеческого зрения.

Упражнение
Найдя вокруг себя красивый фрагмент мира, мысленно заберите его в прямоугольник нужного размера и пропорций. Не обязательно, впрочем, мысленно: вы можете составить рамку из пальцев. Добейтесь того, чтобы то, что в рамке, выглядело красиво вне контекста.

Теперь можно попробовать сделать снимок.

Правило номер четыре
Все изменяется.
Мир все время разный. Есть вещи, которые кажутся нам одинаковыми изо дня в день, но это, как правило, не совсем так. Более того, каждый момент может оказаться неповторимым, уникальным, и то, что вы оказались его свидетелем, может быть вашей удачей, которая более никогда не повторится. Жизнь не так длинна, и если вы вместо того, чтобы получить удовольствие от момента, занялись чем-то еще, то это означает, что вы что-то безвозвратно потеряли.

Однажды, еще когда компьютеры были большими, а программы — маленькими, я написал программу, рисующую изменяющиеся орнаменты необыкновенной красоты. Поначалу мы даже пытались записывать на диск наиболее красивые получившиеся композиции, но скоро оказалось, что их слишком много. И они никогда не кончаются...

Упражнение
Понаблюдайте за каким-нибудь процессом. Например посмотрите, как горит огонь, или как плывут облака, или как играет кошка. Фиксируйтесь на динамике, на временнОй составляющей. Следите за тем, чем каждый момент отличается от соседнего, какой из них был бы наиболее достоин быть запечатленным. Делайте кадр, если есть, чем. Попробуйте предсказать наступление наиболее удачного момента для съемки, и вовремя сделать соответствующие кадры.

Теперь осталось только собрать все правила в один навык и посмотреть, каким магическим образом изменится ваша жизнь.

В качестве иллюстрации могу предложить собственный опыт: я живу на первом этаже. Из моего окна видно немного — несколько автомобилей, детский садик с уродливым железным забором и несколькими деревьями, и кусочек неба... Никаких особых красот. Тем не менее, если вовремя выглянуть и правильно построить кадр, то получается нечто сильно отличное от очевидного.

Маленький совет.
Иногда достаточно сложно оценить самому свою же фотоработу, глаз привыкает к ней, и трудно увидеть в достоинства, недостатки и особенности. Помогает посмотреть на нее в зеркальном отражении. Первые секунды кадр выглядит совершенно неожиданно. Если, конечно, он не совершенно симметричен.

Человек — часть этого мира. Он изначально развивался вместе с этим миром, приспособлен к этому миру и в норме не может не видеть его красоту.
Сейчас весна (лето, осень, зима) — прекраснейшее время года. Оглянитесь вокруг, вберите в себя окружающее и воскликните: "Как же чудесен этот мир!".

 

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи

powered by phpSQLiteCMS