Психолог Александр Лебедев

Четыре наших мира


Я уже писал о разнообразии картин мироздания, которые, будучи каждая по отдельности достаточно адекватными, чтобы дать их владельцам возможность и способность поддерживать жизнь, здоровье и социализацию их владельцев, отличаются друг от друга настолько сильно, что зачастую не могут быть совмещены. В статье "Эгрегор для психолога" есть довольно длинный пассаж о "картах", описывающих одну и ту же местность в разных понятиях и пригодных для решения разных задач.

Если продолжить аналогию с картами, то карты могут различаться даже в пределах одного типа. Топографические, например, карты могут отличаться масштабом, долей внимания к разным объектам, языком обозначений, и так далее, оставаясь при этом картами одного типа, предназначенными для решения тех классов задач, для которых пригодны топографические карты. Тип карты определяется не только оформлением, но и, в первую очередь, основой — набором обозначений, которые карта в себя включает.

Возвращаясь от карт к мировосприятию: должно существовать несколько основных типов его картин, моделей, основанных не на представлении, а на чем-то более базовом и глубоком.

В этой статье я хочу описать четыре наиболее общих типа мировосприятия, четыре типа существующих в умах людей вселенных, основанных на доступных (или привычных, или предпочтительных; можно определять как угодно) наборах ценностей, позволяющих более-менее адекватно описать реальность.

Эти типы в какой-то степени ассоциируются с соционической классификацией, но не абсолютно. Есть и серьезные различия, поэтому я предостерегаю от попыток проведения прямых параллелей между этими моделями.

ТИПЫ МИРОВ:

Прагматический

Этический

Мистический

Гедонистический

Чистых типов, как известно, не бывает, речь идет, скорее, о предпочтительной структуре восприятия реальности, однако сторонники любого выраженного типа мира склонны воспринимать свое представление, как единственно верное.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ МИР

Основа этого мира — четкость и выгода. Базовые понятия — польза, вред, логика, истина, причина и следствие; оплата, риски, компенсация, прибыли и потери, долги и вложения. В этом мире работает разум; все имеет обоснование, все имеет свою цену (хотя случается и халява). Существует правило "ты мне — я тебе"; права определяются способностью их осуществить и защитить. Понятие справедливости базируется на том, что каждый имеет то, что оказался в состоянии получить.

Прагматический мир очень моден в новое время, так как множество отношений между людьми базируется на обмене ресурсами, включая банальные товарно-денежные отношения. К ресурсам в этом мире относится и время, и внимание, и расположение. И даже более: в силу того, что логика — одна из основ этого мира, то и понятие истины нормально определено только в нем, и так много значащая сегодня наука, следовательно, является творением и атрибутом этого мира.

Поэтому прагматическому миру свойственен более-менее научный подход: скепсис, проверка фактов, подтверждение гипотезы практикой, умеренное доверие авторитетам (вообще понятие доверия — не совсем из этого мира). Поэтому же прагматический мир в больше степени атеистичен, чем остальные.

В прагматическом мире ценится интеллект, способность видеть причинно-следственные связи, строить эффективные планы и прогнозы, успешность. Мода на успешность отчасти связана с модой на прагматический мир, а спекуляции на понятии успешности, которая силами коммерческих манипуляторов сводится к усердному потреблению, связаны в большой степени на педалировании монетарного подхода — меркантилизации прагматизма.

Прагматическому миру в большей степени, чем остальным, свойственны последовательность, системность, простроенность, ассертивность. Вообще говоря, это один из самых "здоровых" миров. "Болезни" его связаны с недоучетом ценностей других миров, недооценкой или односторонней обработкой эмоциональных отношений, восприятии себя исключительно как ресурса, что ведет к недостатку доброжелательного внимания к своей личности, ультиматизацией ценностей мира, что приводит к перфекционизму, трудоголизму и "жизни в будущем".

Несмотря на то, что в норме прагматический мир дает его владельцу множество бонусов и выгод, он также строго относится к его неадекватному использованию и в состоянии сделать его обладателя несчастным, причем иногда даже не подозревающим об этом.

ЭТИЧЕСКИЙ МИР

Основа этого мира — отношения между людьми (а иногда и отношения людей с животными, и даже с высшими силами). Базовые категории — добро и зло, справедливость и честность, достоинство и честь. Репутация, уважение, порядочность. Альтруизм, мораль и нравственность. "ДОлжно" и "нельзя", правила и законы, обязательства, клятвы, традиции. Дружба, верность, и так далее.

В этом мире "отрадна и почетна смерть за родину" — или за честь, или за друга, или за правду. Вообще, жизнь в этом мире — меньшая ценность, чем некоторые другие ценности,  а честь, достоинство и справедливость — хороший повод отказаться от выгоды или даже пожертвовать чем-то важным.

Конфуцианство — один из примеров развитого этического мира.

Общаться с этическим миром очень комфортно, так как он в большей степени предсказуем, чем стихийные мистический и гедонистический и чем хитрозавернутый прагматический, при условии, что этическая конструкция этого мира известна. К сожалению, в результате культурной конвергенции в нашей цивилизации случилось столпотворение, смешение моральных норм. Рядом сосуществуют и рыцари, и воры, — и их этические системы не только конкурируют между собой, но и смешиваются и скрещиваются.

В результате, в отличие от старых времен, когда в одной местности сосуществовало всего несколько сословий с известной моралью, сейчас царит хаос как сословный, так и этический. И человек зачастую находится в растерянности, каким моральным нормам он должен следовать, так как их множество, и у каждой есть свои обоснования. Поэтому в этическом мире так ценятся "цельные" люди, в силу обстоятельств или работы над собой приобретшие увязанные, взаимообоснованные системы моральных ценностей, подобные стройным моральным кодексам высших сословий старых времен. Вообще-то и в старые времена все было не так просто, но при сравнении с современным положением дел легко впасть в идеализацию.

Болезни этического мира — чрезмерные доверчивость или недоверчивость, навешивание на себя нефункциональных обязательств на сомнительной основе (мы помним, что логика — это сильная сторона прагматического мира, а не этического?), необоснованные ожидания по отношению к другим и обиды, что они этих ожиданий не оправдали.

Этический мир в большей степени, чем прагматический, подвержен манипуляциям снаружи, поэтому многие манипулятивные публикации в СМИ оперируют понятиями этики и морали. Вот, скажем, некий человек, похожий на одного из главных чиновников страны, обнаружился в бане с девочками. С точки зрения прагматика это вообще нерелевантное сообщение. Ему важно лишь насколько хорошо чиновник выполняет свои функции. А как он проводит свободное время, может быть интересно только его близким. С точки зрения же этика, подобная диффамация несовместима с высоким статусом.

Этический мир, пожалуй, самый благожелательный к его владельцам. Этик может не иметь ничего, быть нездоров и одинок, но одно сознание того, что он прожил жизнь достойно, способно сделать его существование комфортным. Разные обстоятельства, — чувство вины, например, — очень распространенное в этическом мире чувство, — могут этот комфорт омрачить. Но в хорошо простроенном этическом мире есть и методы работы с этими неудобствами: например, искупление.

Многие религии представляют собой этические системы. К сожалению, в силу того, что разрабатывались они с другой целью, эти системы фрагментарны, произвольны и функциональны лишь в пределах породившей их культуры. Это осложняется к тому же огромным количеством искажений и толкований, вносимых в эти системы кем попало с посторонними целями.


МИСТИЧЕСКИЙ МИР

Мистическое сознание строит картину мира на невидимых связях между явлениями, подменяя прагматическое научное познание интуитивными озарениями. Вообще говоря, мистическая картина мира долгое время (в древности) была самой адекватной из всех, поскольку в определенной степени вбирает в себя элементы остальных. Но в новые времена ее сила значительно уступила силе прагматического мира. Служение высшему началу, будь то бог, "Космос", вселенская гармония или что-то еще, регулируется правилами. Эти правила иногда совершенно абсурдны, иногда вполне прагматичны. Иногда они абсурдны на первый взгляд, но осмысленными на второй, а иногда и наоборот. В среднем, эта ситуация позволяет ее владельцу, не тратя силы на вникание в устройство мира сложным научным способом, обеспечивать свою жизнь не то, чтобы очень хорошо, но достаточно надежно.

Популярность мистического мира во многом объясняется его простотой и устойчивостью. Его фрагментарность, неполнота картины не является явным недостатком. Это очень социальный мир, не менее социальный, чем этический. Новые правила принимаются в нем очень просто: со слов "доброго соседа". Вот сообщил приятель, что талая вода — очень "хорошо" для "энергетики", ну и будем пользоваться талой водой и обмениваться рецептами. Вычитал в сети "правильный" способ "прокачивать чакры", ну и будем прокачивать.

Это вполне традиционная, хотя и эволюционно устаревшая система распространения знаний в популяции, когда распространение было существенно важнее эффективности и повторяемости.

Мистический мир достаточно неудобен для его обладателя, так как обременен множеством деталей, смысл которых принципиально непроверяем. Но, в отличие от других миров, он дает своему владельцу труднодоступные в других мирах надежду на хорошее будущее и уверенность в том, что все делаешь правильно. Честно говоря, это довольно много.

Несмотря на то, что "мистическое сознание" во многих обществах звучит практически как ругательство, а явная приверженность ему обозначается обидным словом "магифрения", разные варианты мистического мира неизменно популярны и широко распространены в обществе: оккультизм, эзотерика, религия и простая суеверность.

Мистический мир, в силу своей толерантности к ошибкам и неточностям, особенно привлекателен для обывателя, чьих интеллекта и эрудиции не хватает ни на что большее. Со стороны прагматика это может выглядеть смешно (как, например, совмещение празднования григорианского нового года с восточным, в то время как между этими датами может быть значительный промежуток времени). Это может быть и менее смешно, когда сопряжено со значительными тратами: например, при выборе мошенника в качестве авторитета. Но, при всей своей наивности, мистический мир, как я уже сказал, гораздо комфортнее и красивее прагматического.

Правда, и спекуляций на нем тоже гораздо больше, и шарлатанов в области эзотерики на несколько порядков больше, чем в любой другой области.

При этом мистическая модель на высоком уровне вполне работоспособна для решения некоторых классов задач, о чем написано в статьях "Эгрегор для психолога" и "Энергия для психолога" и других статьях о мистической модели.

ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ МИР

Гедонистические миры принадлежат людям чувствительным, ярко переживающим впечатления, ощущения и эмоции. Неудивительно, что эти потоки становятся центральными в их мирах.

Все в гедонистическом мире вращается вокруг красоты, чувства и настроения — до такой степени, что понятия красоты и истинности смешиваются. Тот, кто говорит красиво, говорит правду. Фраза, написанная на красивой картинке — истинна. Цвет ноутбука для таких людей важнее скорости процессора.

Для гедонистического мира особенно важна модальность: визуальная, кинестетическая или аудиальная. Вплоть до того, что вся жизнь может оказаться подчинена эстетизму в пределах этой модальности. Теоретически, можно назвать такое поведение ограниченным восприятием. Но практически полнота и тонкость его делает гедонистический мир куда более насыщенным ощущениями и эмоциями, чем любой другой.

Не могу сказать, что сама по себе гедонистичность мира дает его обладателю счастье или комфорт, так как вместе со всеми положительными восприятиями он получает и отрицательные. Но зато, в отличие от остальных миров, он имеет четкий и понятный на уровне спинного мозга вектор движения, стремления и развития.

Это, безусловно, самый красивый мир. И даже обладатели остальных миров вынуждены признавать его превосходство в красоте, посещая музеи, театры и просто красивые и приятные интерьеры, слушая музыку, смотря кино. Когда-то  я написал статью "Чудесный мир"для фотографов, предлагающую намеренно развивать гедонистическую позицию.

Она может быть некомфортна, поскольку не дает своему владельцу возможностей для успеха в категориях остальных миров. Но гедонисту, как и представителю этического мира, чужие критерии неинтересны. Если он ориентирован, скажем, на красоту звука, то он может жить в пустой квартире с пустым холодильником, но зато с альтом старого мастера и дорогущей аудиосистемой. И быть при этом счастливым. А если он ориентирован на эмоциональное взаимодействие, то "любовь" может настолько заполнить существование гедониста, что все остальное не будет иметь никакого значения.

При этом гедонистический мир наиболее толерантен к другим мирам и в состоянии в большой степени позволять им проникать в себя. То есть, музыкант или художник вполне может, разделяя контексты, стремиться к успеху, дружить или обращаться к религии. Эти вещи будут не так важны для него, как для коренных обитателей этих миров, но вполне доступны.

Гедонистов довольно много среди дауншифтеров, которые радостно меняют уродство городских джунглей на красоту и гармонию природы, пусть и теряя при этом супермаркеты, центральное отопление и даже электричество.

Много их и среди утонченных снобов, действительно ценящих букет вина и зрелость сыра, не говоря уже об изысканности картинки артхауса или джазовых мелизмах.

Конечно, не обязательно быть снобом и эстетом, чтобы строить гедонистический мир. Удовольствия вполне могут быть простыми и сильными: банька, водочка, рыбалка, тяжелый флирт, быстрая езда и тому подобное. К сожалению, неудовольствия тоже цепляют гедониста куда сильнее.

 

Как я уже сказал, чистых представителей какого-либо из миров довольно мало. Трудно себе представить чистого прагматика или чистого этика, способных нормально социализироваться и при этом не свихнуться. Поэтому все ценности обычного мира имеют в большей или меньшей степени рекомендательный характер, им присуща гибкость. И все ценности любого из миров в какой-то степени доступны остальным.

Тем не менее, для того, чтобы реализовать возможности своего личного мира, полезно понимать, к какому типу он относится и какие у него сильные и слабые стороны. В отдельных случаях имеет смысл поставить вопрос, не стоит ли поменять свой мир на более подходящий. И, конечно, имея дело с другим человеком, очень удобно видеть, какой у него тип мира, из чего следует, на каком языке с ним говорить, чего от него ждать и что ему можно предложить.

К сожалению, бывает затруднительно самому определить тип своего мира, особенно, если он не сильно акцентирован. Еще труднее развить в себе способность перемещаться между мирами. Но этим точно стоит заняться. В крайнем случае напишите мне, помогу.

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи