Психолог Александр Лебедев

О кастовости в современном обществе


В древней Индии общество было разделено на множество каст. Об этом, наверное, все слышали. Разделение осталось и по сей день, хотя стало не таким жестким, как раньше. Сегодня, при некоторых усилиях, возможно перейти из одной касты в другую.

Интересно, что кастовость – свойство не только индийской культуры. В более или менее выраженных формах она имела место в очень многих странах в очень разные периоды. Мне хочется рассмотреть с этой точки зрения современную отечественную действительность.

Итак.

 

Несмотря на обилие каст – водоносов, торговцев фруктами, гончаров, сборщиков бананов и так далее, все касты делились на четыре группы – варны. Чтобы не повторяться в описании, я сразу выскажу мысль, что эти группы существуют и у нас.

 

Шудра

Шудры – люди, занятие которых непосредственно связано с изменением материи в самом широком смысле: крестьяне (в первую очередь), ремесленники, слуги и наемные рабочие. Несмотря на то, что каста формально считается наинизшей (исключая неприкасаемых), крестьянская община может быть очень влиятельной, а грамотный ремесленник (ювелир, например) – известным и уважаемым человеком. В своей работе шудра может достичь высот, недоступных непрофессионалу. Меня неоднократно поражало, какую неудобную тяжесть способны аккуратно перенести грузчики, мне взахлеб рассказывали о непальских шерпах, в галошах и с огромным грузом сопровождающих профессиональных альпинистов, идущих налегке. Я видел, как работают землекопы из Средней Азии: могли бы вы при помощи мотыги вырыть идеально круглый колодец с буквально отшлифованными стенками? Я уже не говорю о более сложных ремеслах: кузнечному делу, например, можно учиться всю жизнь.

 

Вайшья

Вайшьи – те, кто оперирует финансовыми потоками. Торговцы, ростовщики, банкиры; кажется, даже мошенники. Директор банка – вайшья. И торговец рыбой – тоже вайшья. Вайшья не будет работать руками. Он, так сказать, белоручка. И я сильно подозреваю, что не будет он не только потому, что не хочет, а потому, что у него руки не тем концом приделаны. Впрочем, об этом позже.

 

Кшатрий

Кшатрии – люди власти, управления. Они оперируют связями и влиянием. Их функция – укрепление и поддержание закона и порядка, защита слабых (кшатрии – воины), управление и политика. Отметьте, что это – совершенно отличная от предыдущих двух функция.

 

Брахман

И опять новая функция. Брахманы работают с информацией, знанием. Это ученые, учителя, духовенство, чиновники. Считаются высшей кастой, хотя брахман вполне может быть бездельником и разгильдяем.

 

В Индии кастовая преемственность была очень строгой, особенно среди высших каст. Хотелось бы сказать что-нибудь на тему искусственного отбора, но, боюсь, в условиях инбридинга эта гипотеза сомнительна. Хотя… Не знаю.

Понятно, что в современном обществе европейской парадигмы никто не мешает пахарю стать банкиром или наоборот. Теоретически. Практически, как вы понимаете, читатель, есть сложности. Иногда даже весьма трудно преодолимые.

Удобно стать банкиром, когда родители спонсируют экономические эксперименты чада, поддержат советом или связями, дадут подходящее образование… Удобно стать искусным ремесленником, когда дома есть все инструменты и рукастый папа, который подскажет, как куда приложить инициативу. С кшатриями и брахманами – та же история. То есть, преемственность поколений, «трудовые династии» вполне существуют. Формально никто никого не ограничивает, но попробуйте запихать ребенка из рабочей семьи на экономический факультет престижного вуза. Он будет изгоем. В Европе ситуация более толерантная, но там она вообще другая. Не будем ее касаться.

Тем не менее, бурные 90-е пересмотрели разделение людей на функции. Потомственные дипломаты, партийные функционеры, торговцы и инженеры получили возможность, а кто-то – и необходимость сменить поле деятельности. В основном «период первоначального накопления капитала» затронул вайшьев и кшатриев. Те из них, кто не смог адаптироваться к незнакомой реальности, ушли в никуда, а взамен пришли более хитрые, изобретательные и циничные. Наиболее сильные из них составили костяк новых кшатриев, а точнее — вайшьев, торговцев, неумело изображающих из себя политиков, кои, за недостатком грамотности, демонстрируют сейчас неспособность выполнять функции государственного управления, ограничиваясь монетизацией власти в личных целях. Это печальный, травматичный для экономики и политики, но, к сожалению, необходимый период.

А теперь отвлекусь от социальных аспектов и повернусь к психологическим.

Мне кажется, что отношение к варне определяется не только и не столько воспитанием, сколько внутренними способностями, структурой ума, позволяющей мыслить определенным образом. Даже при наличии профессионально успешных и заботливых родителей ребенок может оказаться плохим профессионалом. Думаю, все видели и негодных рабочих, и бестолковых чиновников, и безграмотных инженеров, и безответственных полицейских и военных. Равно как наверняка можно вспомнить примеры высокопрофессиональных деятелей в любой области, пришедших в эту область со стороны, и добившихся успеха самостоятельно.

Напомню: варны делятся по направлениям: материя, финансы, власть, знание.

Давайте посмотрим, как может быть устроен ум в этих сферах.

 

Шудры

Тот, кто работает с материей, должен знать ее свойства, причем на уровне образного мышления. Когда я учился ковать, кузнец сказал мне, что, начиная работу, я должен сначала полностью выполнить ее в уме. Для этого надо знать свойства холодного металла, горячего металла, представлять себе, какой инструмент как провзаимодействует с заготовкой… Просто начиная с понимания, что какой кусок железа ты взял, такого размера результат и получится.  Ну, чуть меньше за счет окалины. У ремесленников это называется «чувствовать» материал, то есть перегрузить знания в навыки, а то и получить знания сразу в виде навыков. Шудра умеет тюкнуть там, снять стружку здесь, подтянуть тут, чтобы получилось то, что требуется, что задумано. Все, наверное, слышали истории про мастеров автосервиса, диагностирующих неисправность на слух и исправляющих ее точным пинком.

Шудры – руки общества.

 

Вайшьи

Деньги – субстанция особая, хитрая, живущая по своим законам, которые меняются в зависимости от количества денег, от страны, в которой происходит дело, и от самого дела. Даже лавочная торговля требует специфического мышления, понимания, сколько, куда и когда вложить, чтобы получить прибыль. В тех же 90-х люди, пытавшиеся организовать бизнес, не имея этого мышления, прогорали пачками.

Надо сказать, что успешный лавочник вовсе не обязательно может стать успешным банкиром, как и наоборот. Это относится ко всем варнам вообще, поскольку в каждой варне есть разные касты, требующие разных, иногда несовместимых умений и навыков. Но у вайшьев это более заметно и легко дифференцируется по объему управляемых потоков.

Вайшьев можно сравнить с пищеварительной системой общества.

 

Кшатрии

Власть, влияние – это умение взаимодействовать с другими людьми и с людскими массами для достижения поставленных целей. Поэтому, кстати, к классическим кшатриям применяются довольно строгие требования, утопичные для российской системы, направленные на самоотверженное служение кшатрия обществу, закону и порядку. Кшатрий решает, кого на какое место поставить, каким заданием озадачить, как наградить или наказать, чтобы результат бы наилучшим. Кшатрий заботится о том, чтобы обеспечить выполнение своих решений. Кшатрий – мастер влияния, и мышление его уникальным образом направлено на оперирование связями, силами и людьми.  Кшатрий может (а часто и должен) быть богат, но даже и деньги для него – эквивалент власти. В отличие от вайшьев кшатрий, как и шудра, умеет действовать телом, но только в одном направлении: владение оружием, которое, в конечном счете, тоже является инструментом влияния.

Можно сказать, что кшатрий – это цемент общества как правитель, и броня общества как воин.

 

Брахманы

Формально они – высшая каста. Во-первых, брахманы хранят общественные ценности: знания, традиции, веру, мораль. Во-вторых,  брахманы традиционно выполняют функции наставников, воспитателей, учителей, то есть формируют общественное сознание. Основные требования к брахману вовсе не интеллектуальные, а моральные, потому что наиболее эффективное обучение – именно примером. Брахман не занимается преобразованием материи, не занимается деньгами, не занимается властью. Он выше всего этого.

Можно сказать, что брахманы – это высшие психические функции общества. 

Важно, что настоящие представители варн не просто склонны к определенному типу мышления, а достаточно плохо понимают другие типы.

Шудра не умеет торговать, не умеет командовать, да и  высоты философии от него далеки. Он хочет видеть ощутимый результат своего труда.

Вайшья не умеет работать руками, власть без денег ему не интересна, а уж философия… Богатство, достаток – вот его стихия.

Кшатрий счастлив почетом, уважением и славой. Быть лучшим, сильнейшим – вот его идеал.

Брахману не интересно ни ковыряние в инструментах, ни деньги (он, конечно, не откажется, но делать их не умеет), ни власть. Он идеалист и бессребреник, философ и интеллектуал.  Сохранить и приумножить знания и добро – вот его цель.

Я всегда говорю, что чистых типов не бывает. Любой человек умеет худо-бедно забить гвоздь, посчитать сдачу, помериться какими-нибудь понтами, вспомнить теорему Пифагора и десять заповедей (ну, хотя бы парочку). Речь идет, скорее, о доминирующем образе мышления, который составляет основу занятий человека. Если кто-то пытается заняться тем, что ему не свойственно, то трудом и упорством он может подняться до среднего уровня, но никогда не сравнится с прирожденным талантом в этой области.

Я думаю, читатель, поразмыслив, легко поймет, к какой варне он относится психологически. Эта варна наиболее благоприятна для его карьеры. Могут быть варианты, но, если вы проанализируете таланты и способности ваших знакомых, сравните их с их занятиями и с тем, чего они в этих занятиях достигли, то, наверное, увидите, что варианты не особенно хороши, даже в случаях смешанных типов.

Обратите внимание, что все варны имеют свою полезную обществу функцию. Каждый делает что-то хорошее и нужное другим.

В этой связи выделю и еще одну группу людей, которые даже и не знаю ни как назвать, ни куда отнести.

Человек, выполняющий какую-либо работу, приносит людям пользу, и от этого получает пользу сам. Неважно, что он делает, пусть даже что-то очень простое и не очень нужное, например, клеит конверты, он все равно приносит пользу. Но за пределами шкалы пользы, через ноль, лежит область вреда. Есть люди, которые приносят себе пользу тем, что приносят вред другим. Во-первых, это разного рода воры, жулики, мошенники, начиная от мелких воришек и заканчивая недобросовестными политиками. Любой их доход – это вред для людей. Во вторую очередь это недобросвестные работники. Ремонтники, специально вставляющие в свою работу ломающиеся детали, чтобы клиент обратился к ним еще раз; врачи, которые вместо лечения болезни тянут из пациента деньги; взяточники, которые затягивают свою работу до тех пор, пока им не заплатят… Никому от них нет никакой пользы. Они никому не нужны. Если такой человек умирает, то окружающим становится только легче.

Еще раз: я не знаю, как их назвать. Это паразиты общества. Глисты и вши. Интересно, что у них тоже мысли не складываются в направлении общественной пользы. Они уверены, что сделать себе хорошо они могут только сделав кому-то плохо. Наверное, мне еще предстоит написать статью на эту тему, но пока что я могу только сказать, что такие люди есть, и эта группа не относится ни какой варне.

Несколько позже я написал об этих людях отдельную, хотя и не психологическую статью: "Быдло".

Это все, что я хотел написать. В качестве морали могу ещё сказать, что хорошо, когда человек занимается своим делом, тем, что ему понятно, приятно, и хорошо получается. Быть может, эта статья поможет кому-нибудь определиться с родом занятий.

Комментарии

1. Игорь, Воскресенье, Март 19, 2017, 17:31:

Хорошая статья. Хотелось бы добавить про т.н. быдло: скорее всего это люди, уровень развития которых еще очень низок. Либо на месте , к примеру, кшатриев оказываются низкого уровня вайшьи - вот вам и и плохой вороватый чиновник. А все они в итоге являются нашими учителями и помогают быть более осознанным, так что не все так просто.


2. Елена, Понедельник, Март 20, 2017, 06:35:

Игорь, когда учителей намного больше, чем нужно, школа превращается во что-то другое :)




Условия обработки персональных данных

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи