Психолог Александр Лебедев

Психологу о духовности


Случилось так, что я практически не пользовался словом "духовность", возможно из простого нежелания оперировать понятиями, смысл которых мне понятен смутно. Да, собственно, и нужда такая не возникала, темы, требующие употребления этого термина (термина ли?) поднимались редко. Однако существование некоей смысловой сущности, недоступной мне, пусть даже за ленью, меня обычно смущает, и я стараюсь немедленно, как только возник интерес, прояснить для себя вопрос.

С духовностью получилось обескураживающе.

Во-первых, мне так и не удалось найти внятного определения, не сводящегося по размышлении к какому-нибудь пошлому и циничному человеческому свойству.

Во-вторых, чем более самонадеянно автор найденного текста рассуждал о духовности, тем меньше в этом тексте было смысла.

В-третьих, практически в каждое такое рассуждение рано или поздно врывалось необоснованное, высосанное из пальца, "основополагающее" заключение.

Собственно, достаточно было понять, что понятие "пустое", не несущее специфического смысла, но, коль скоро оно настолько употребимо, то было бы честно и благородно поделиться с другими помощью в понимании, что же такого может иметься в виду под этим словом.

1. Религиозность.

В старые времена простой люд жил простыми чувствами, зачастую даже примитивными. Если подумать, то и сейчас простой люд живет в точности так же. Но в старые времена единственной альтернативой этой животности и тупости была религия. Напоминаю, что книги существовали ТОЛЬКО религиозные, что обучение было возможно только религиозное, даже картины в какой-то период можно было писать только на религиозные сюжеты (отсюда такое обилие этих сюжетов в музеях), и что никакое другое сословие, кроме духовенства (уловили созвучие?), не занималось размышлениями и абстрактными дискуссиями, как деятельностью.

Восточная культура также выделила под этот тяжкий труд отдельное сословие, а точнее - варну: брахманов. Ислам тоже не стал изобретать велосипедов, истребив цветущие науку и культуру Хорезма во благо веры.

Долгие века ситуация для умников была простая: хочешь заниматься мышлением — добро пожаловать в религию.

Именно эта ситуация привела разделение телесного, как примитивного и направленного на выживание, и духовного, как интеллектуального, творческого и эстетического, к ассоциативному смешению умственного и божественного. Говорим "Партия", подразумеваем "Ленин". Всякий раз, когда человек намеревался обозначить сторону жизни, касающуюся приключений ума, он вляпывался дискурсом в церковность.

До сих пор, согласно каком-то опросу, 24% респондентов называют духовностью религиозность.

Религиозное определение духовности сводится к соблюдению религиозных требований, согласию с религиозными догматами, выполнению религиозных ритуалов и выраженному интересу к религиозной тематике. Поскольку требования, догматы и ритуалы у всех религий свои, разные, то каждая религия решительно и однозначно отказывает другим в духовности. Иногда до анекдотичных рассуждений:

В рыскании по источникам наткнулся на интервью некоего православного деятеля, который оскоромился таким замечательным логическим пассажем: всякие, мол, бездуховные йоги занимаются какой-то ерундой и кормятся ощущением своего превосходства, что не духовно. А мы гораздо лучше, чем они, мы чувство превосходства от себя гоним.

Впрочем, об ошибках религиозного мышления можно почитать в статье "Христианская психология для психолога".

Сюда же надо отнести интерес к философии, также в порядке мелкого хобби. Чтение популярных книжек с вульгаризированным и упрощенным взглядом на устройство мира, включая дикие самодельные картины мироздания, списки из "семи (десяти, пятнадцати) главных законов Вселенной", явно написанные экзальтированной школьницей, бессильные и безграмотные фантазирования о том, как "на самом деле" все устроено,  встречающиеся в сети главным образом в виде картинок с самодельными невразумительными афоризмами и малограмотными изречениями "под мудрость", иногда даже наугад подписанными Буддой, Эйнштейном, Хайямом или еще кем-нибудь.... Есть и такая духовность, да.

2. Развитие.

Вообще-то этот термин тоже требует уточнения. Если быть точным, то развитие — это повышение адекватности и адаптивности организма по отношению к внешнему миру. Подробнее о нем здесь: "Развитие личности: инструментальный подход". В приложении к человеку, а еще вернее, к разумному человеку, развитием логично назвать выращивание в себе разнообразных способностей, помогающих жить, а еще лучше — жить хорошо. Понятно, что способности могут быть весьма сложными и нетривиальными до таинственности, вызывающей у неофита почтение и трепет. Понятно также, что систематическое развитие, поддерживаемое правителями, заканчивается, когда организм в состоянии достаточно хорошо (а обычно — худо-бедно) выполнять полезную работу. Поэтому дальнейшее свое развитие человек вынужден организовывать сам, что получается у него, за отсутствием четкой и простроенной программы, стихийно, спонтанно, судорожно и эклектично. Неудивительно, что спрос на такое развитие удовлетворяется всеми желающими, по разнообразным ценам, всякими образами, вплоть до не имеющих к развитию вообще никакого отношения.

В непонимании, что и куда ему может пригодиться, человек тыкается и суется во все сферы, нахватывая по верхам наиболее экзотическое и таинственное, обращается к самозваным учителям и шизофреническим учебникам, и зачастую запутывается окончательно. Положение усугубляется распространенным смещением цели на средство, развитием ради развития, когда "развивающаяся" личность попросту не в состоянии ответить на вопрос, что такое и зачем она делает.

Такая деятельность традиционно называется "духовной жизнью" и по большей части является бесполезным (иногда даже вредным), хотя и занимательным хобби.

Справедливости ради надо сказать, что к духовной жизни этой категории понятийно относится также творческая и эстетическая активность: занятия музыкой, литературой, живописью, а также интерес к этим сферам, обычно на уровне несколько выше, чем низкий. Хотя, конечно, культура сегодня — всего лишь модный бренд, и публика в массе своей интересуется фильмами и книгами скорее новыми, чем хорошими.

3. Нравственность.

Сразу отметим, что слова "нравственность", "мораль" и "этика" — это точные синонимы. Первый — славянизм, второй — латинизм, и третий — эллинизм.

В группе социальных инстинктов существует набор программ, направленных на не автоматическую, а на явную, осознаваемую поддержку общества: альтруизм, взаимопомощь, стремление к справедливости, распространение знаний, понятие об уважении, благотворительность и некоторые другие. Все эти программы свойственны и животным также, но человек ценит их особенно, сейчас неважно, почему именно. Этот набор входит в список моральных достоинств человека, и странным образом ассоциируется с духовностью, сопровождаясь эпитетом "высокий", например "высокая духовность", или в превосходной степени: "высшие стремления", или что-нибудь такое.

В этом смысле духовностью называется комплекс интенций, направленных на общественную пользу.

Строго говоря, эти импульсы действительно являются высшими по отношению к базовым инстинктам выживания, но онтологически стоят рядом с проявлениями стадного инстинкта, традиционно осуждаемыми, такими как агрессия или зависть. 

К сожалению, в силу того, что инстинктивная деятельность обычно неэффективно структурируется, такая духовная деятельность часто оказывается бессмысленной, бесполезной, а то и вредной.

Яркий пример:

Высокоморальные люди продвигают идею о законодательном запрете абортов. Никто не спорит, аборт — это плохо и с психологический, и с медицинской, и с социальной точки зрения. Однако беременность бывает запланированной (желанной) и незапланированной (нежеланной). Запланированная беременность обычно заканчивается родами, а нежеланная — абортом. Исторические факты говорят, что запрет абортов не приводит к значимому уменьшению их количества, так как довольно много народных средств, помогающих непредусмотрительным девушкам в затруднительном положении. Некоторые из них весьма жуткие и варварские, например: в матку засовывается маленькая луковица, которая, прямо там прорастая, оплетает корнями зародыш, а затем выдирается вместе с ним. Понятно, что подпольные аборты часто калечат женщин, вплоть до смертельного исхода.

Символом американских борцов за разрешение абортов была перечеркнутая вешалка, потому что домашние аборты зачастую делались с использованием проволоки, полученной разгибанием таких вешалок. Ходило высказывание: "Вешалка убила больше американок, чем все маньяки, вместе взятые", и это не преувеличение: количество осложнений, включая смертельные, при немедицинском аборте увеличивается в 8-10 раз по сравнению с медицинским.

Тем не менее, средство для снижения числа абортов есть. Статистика по странам и периодам говорит, что корреляции между количеством абортов и количеством рождений нет вообще. Есть страны, где мало рожают и мало абортов, есть страны, где и рожают много, и абортов много, а есть, где одного много, а другого мало. Как уже сказано, ожидаемая, желательная беременность чаще заканчивается родами, а нежелательная, неожиданная — абортом. Из этого становится понятно, что для того, чтобы абортов стало меньше, следует уменьшить количество незапланированных беременностей, то есть пропагандировать контрацептивы и преподавать подросткам сексуальную культуру, так как аборт — альтернатива не деторождению, а контрацепции. Этот опыт успешно применен в скандинавских странах, несмотря на протесты моралистов. У нас, конечно, духовность, а в Швеции зато абортов нет.

Поборники нравственности, включая религиозных, тем не менее, протестуют не только против разрешенных абортов, но и против развратных уроков по культуре контрацепции. И теперь уже понятно, что два таких запрета в сумме могут только ударить по здоровью женского населения и по репродуктивному потенциалу страны без всяких позитивных результатов, в порядке диверсии. Ну, кроме морального удовлетворения борцов за нравственность.

Но им же не объяснишь.

Из этого примера видно, что примат нравственности, конфликтующий со здравым смыслом, может быть вредным и даже опасным.

Разумеется, примеров не столь чудовищных гораздо больше. Из-за смешения культур и сословий произошло также смешение культурных традиций, социальных норм и этических систем. Поэтому человек, ориентированный на этический подход, во-первых, как правило остается в меньшинстве, а во-вторых, вынужден самостоятельно синтезировать для себя этическую систему, адекватную своему окружению, не имея на то ни достаточных знаний, ни достаточного ума, что приводит к этическому хаосу и противоречиям, как внутренним, так и межличностным.

Понимаете, воспитание это прежде всего пример. Хорошо, когда примеры единообразные и четкие, когда у ребенка формируется единый, непротиворечивый стереотип поведения. Дворянин точно знает, что воровать нехорошо. А цыган точно знает, что хорошо. Ребенок священника твердо понимает, что убивать нельзя. А казак в курсе, что очень даже можно, а иногда и необходимо. Когда же все перемешивается, примеров вокруг много не только разных, но даже и противоречивых. И личность формируется в этическом хаосе, собирая себе моральные нормы с миру по нитке, иной раз от балды, иной раз от случайного авторитета, иной раз сам придумает...

"Инфантильность и взрослость"

Поэтому множество "духовных" людей наблюдается в комплекте с абсурдными наборами правил поведения и моральных устоев, качественно перемешанными с индивидуальными неврозами и комплексами. Это печально.

Случаются, конечно, и удачные варианты, и они бывают, доходят до уровня популярного общественного примера. Но, сами понимаете, не как правило.

4. Мистические переживания.

Не секрет, что некоторые упражнения (медитации, молитвы, ритуалы) в сочетании с определенным складом личности могут дать в виде результата очень приятные ощущения, интерпретируемые как "соединение с Богом", "состояния измененного сознания", "чувство единства с Вселенной" или вообще какого-нибудь еще единства, ощущение (только ощущение!) постижения устройства мироздания, пиковых переживаний покоя, мира и радости.

Уже известно как медицинский факт и доказано при помощи энцефалографа, что это чисто психический феномен, но, поскольку он существует, то существует и аддикция. Обыватели, подсевшие на "возвышенные" чувства и не имея негативных коннотаций этого пристрастия, склонны к идеализации и сакрализации как таких состояний, так и пристрастия к ним.

Когда "высокодуховная" тетенька с мягкой улыбкой на лице вдруг замирает и поднимает глаза к потолку, это не означает, что она реально постигла какую-то духовную истину, а всего лишь свидетельствует о припадке нейромастурбации. Внятно объяснить, зачем это надо и почему вы тоже должны, она не может, но уверена.

И да, приятно. Если есть склонность, то подсесть легко.

5. Магифрения.

Из Википедии (есть и более подробные источники):

Магифренический синдром (магифрения) — психическое расстройство, нарушение психической адаптации, при котором в мышлении начинают преобладать идеи и представления магического содержания, противоречащие научным представлениям.

Магифрения является массовым явлением и широко распространена в обществе. Выражались сомнения в правомерности выделения классификации на основании содержания болезненных идей, а не клинико-психопатологических признаков, однако в социальной психиатрии выделение такого понятия полезно, так как имеются важные общие закономерности возникновения, развития и распространения магифрении. Высказывались также оценки, что «пандемия оккультизма» наносит существенный ущерб обществу и что предупреждение «массовой магифренизации населения» является одной из важных задач охраны общественного здоровья.

На непатологическом (психологическом) уровне магическое мышление имеет характер стойкого заблуждения. Оно может быть также способом переработки стресса. На клиническом уровне развития заболевания магифрения становится психопатологическим явлениям, приобретая характер сверхценных либо доминирующих идей, которые крайне трудно поддаются коррекции в связи с их высокой эмоциональной насыщенностью и тесной связью с патологически изменённой личностью.

Развитие магифрении начинает определять поведение, установки и весь уклад жизни больного. Он начинает посещать колдунов, экстрасенсов, астрологов, целителей, священников и подобных им деятелей, строить жизнь по их рекомендациям. Может развиться болезненное отношение к здоровью, проявляющееся в самоизнурении различными диетами, физическими и психическими тренировками, имеющими иррациональный характер. Некоторые фанатично погружаются в мир различных эзотерических учений либо становятся участниками сект и НРД.

Больные выпадают из обычной жизни — как личной, так и общественной, зачастую бросают семью, теряют работу, становятся участниками или жертвами противоправных действий своих наставников. Кроме того, «помощь» знахарей и других оккультных деятелей часто приносит тяжёлый вред здоровью по причине отказа от своевременной медицинской помощи.

Основными диагностическими критериями магифрении являются:

- расстройство мышления в форме сверхценных (доминирующих, бредоподобных) идей мистического содержания;
- эмоциональная насыщенность мистических убеждений;
- полное или почти полное отсутствие критики к ним;
- резкое сужение круга интересов за пределами доминирующей идеи, а также социальных контактов, которые ограничиваются разделяющими эти идеи лицами;
- изменение привычного жизненного стереотипа;

при отсутствии слабоумия и заболеваний психотического спектра.

Магифреники, как правило, уверены, что им открыта истина, что именно их картина мира является единственно верной, что их неуклюжие тайны бытия объясняют им устройство мира в степени, пригодной для употребления. Обычно, несмотря на логическую несостоятельность их системы, они умудряются быть достаточно адаптированными в обществе, чтобы выполнять какую-то работу. Свое состояние они называют духовным, и оно достаточно часто соседствует с мистическими переживаниями, хотя и не обязано.



Это не совсем полный обзор духовности, которую мне случилось наблюсти в обществе, но в достаточной мере представляющий общую картину. Я не стал приводить анекдотичные рассуждения самозваных и формальных духовных лидеров и пастырей, чтобы не делать из статьи пасквиль, хотя руки и чесались.

Разумеется, на спрос подобного уровня и подобной структуры накладывается и предложение. Масса духовных учителей, гуру и полугурков, необразованных и развращенных священнослужителей, авторов безграмотных и бессмысленных текстов об устройстве мира, и тому подобные явления и формируют наполнение термина "духовность".

Я вообще не нашел никакого иного его смыслового наполнения, кроме утилизации различных инстинктивных интенций, как перечисленных выше, так и не упомянутых.

Теоретически разумно было бы использовать "духовность" в первоначальном значении, как обозначение совокупности сложной умственной деятельности, но на слово уже накручено такое количество разнообразных, весьма мутных, но весьма же устойчивых коннотаций, что термин становится попросту неудобным в применении.

По всей видимости, я так и не стану им пользоваться.

В заключение хочется привести найденный в сети замечательный текст, отчетливо иллюстрирующий положение духовности в обществе. Он жесток, но отменно правдив.

21 правило духовного человека

1. Чаще говорите о бездуховности. Её можно увидеть во всем, начиная от рекламы прокладок, заканчивая лимонными карамельками, которые отвлекают от высоких мыслей. Чем больше вы обвиняете других, тем лучше отвлекаете от себя.

2. Заведите в машине несколько иконок, подходящих к случаю. Они могут помочь, когда вы будете выезжать на встречную, пользуясь купленными по случаю мигалкой и крякалкой, а заодно создадут вам имидж духовного человека.

3. Любите Пушкина, Толстого и Достоевского. Читать не обязательно, просто помните, что они — ваши любимые писатели. А если спросят о Лескове, Пастернаке или Набокове — презрительно морщитесь. Набоков вообще жил в Америке и написал «Лолиту» — откуда там духовность?!


4. Говорите на бессмысленные темы. Полезно бывает, например, обсудить с друзьями исконную русскую соборность русской же души. Если получится выпить при этом по полбутылки водки на каждую присутствующую душу, наверняка удастся даже поспорить.


5. Боритесь с гей-парадами и геями вообще. Коррупция, пьянство, агрессия не стоят внимания, потому что все проблемы у нас на самом деле от геев! Кстати, если вы... то есть один ваш знакомый, крепко попарившись в бане с ведром самогона, перепутал коллегу с девушкой по вызову, это вовсе не гомосексуализм. Эрекция у него случилась просто от настоящей дружбы и чувства локтя. Все же свои, мужики!


6. Приучайте к духовности детей. Заставляйте их читать стихи и беспрекословно вас слушаться (послушание — главный признак духовности кого угодно). Не захотят — придется бить линейкой по голове. Как бы вам не было неприятно, вы — духовный человек и выдержите такое испытание!


7. Всегда подавайте милостыню, получив крупную взятку или откат. Давайте рублей сто, не меньше — так вы поможете перераспределить неправедно нажитые богатства в пользу бедных. Ведь те, кто вас подкупает, наверняка наживались неверно.


8. Решительно боритесь с насилием в любых его проявлениях. Беспощадно, вплоть до уничтожения тех, кто с вами не согласен.


9. Сочините свою историю. Она может быть о том, как при царице Екатерине всем было счастье (крепостных не вспоминать!), а в Киевской Руси все были здоровы и жили до ста лет (реально — не больше тридцати). Главное, чтобы вам было что приводить в пример неучам.


10. Презирайте Запад, весь разом: и бурную Францию, и расслабленную Голландию, и консервативную Финляндию. И уж конечно, Америку, где и культуры-то своей никогда не было. Кстати, как это скажете, сразу уходите, а то всякие умники начнут донимать вас Хемингуэем, Марком Твеном, О'Генри, Драйзером, Фолкнером и прочей чушью.


11. Иронизируйте над своими занятиями. Ведь не в том смысл жизни, чтобы строить дома, печь хлеб или сводить баланс, а в чем-то высшем, духовном. Надо будет об этом как-нибудь всласть поговорить. Если же вы делаете что-то совсем уж непотребное, не забывайте магическое заклинание: не мы такие, жизнь такая!


12. Носите крест наружу. Пусть все видят, что вы человек духовный, думаете о вечном и наверняка поститесь. Кстати, нынче в моде кресты, отделанные стразами от Сваровски.


13. Воспитывайте жену в строгости, пусть помнит, что женщина — хранительница очага и ведет себя достойно. Конечно, это требование не относится к проституткам, даже если вы ходите регулярно к одной и той же, чтобы переодеться зайчиком и дать отхлестать себя плеткой.


14. Радуйтесь своим неудачам! Ведь неудача — это испытание свыше. А испытания свыше посылаются только избранным. Желательно радоваться напоказ; так всякие бездуховные личности, окружающие вас, получат хороший урок, и в них, быть может, проснется совесть.


15. Клеймите позором секс, где бы он ни поднял свою отвратительную голову. Потому что если у кого-то порядок с сексом и нет особых комплексов, то этот негодяй будет свободен, уверен в себе и найдет, чем заняться без вас. А как вы его тогда заставите вас слушаться?!


16. Занимайтесь благотворительностью, давайте деньги монастырям, но не помогайте своим родственникам — этих неблагодарных и бездуховных людишек следовало бы посадить на кол и лишить сладкого. Пусть крутятся сами как хотят.


17. Заведите много беспородных домашних животных. Они — «братья наши меньшие». Чем их больше — тем угоднее богу. Не важно, что запах в вашем доме будет малоприятен как самим питомцам, так и вашим соседям. Соседи — бездуховные, так им и надо...


18. Чаще раскаивайтесь, сделав какую-нибудь гадость. Каяться — это очень духовно, и если те, кто не простил вас за грубый подкоп под карьеру, измену или не вполне честный отъем имущества, этого не понимают — значит, так им и надо.


19. Презирайте деньги и делайте их с нескрываемым отвращением. Деньги, как известно — зло. Все беды не от людской жадности вовсе, а оттого, что деньги существуют. А если вы за них готовы глотку перегрызть — так это все они, вы-то тут ни при чём!


20. Делайте все перечисленное выше напоказ, привлекая как можно больше внимания. Таким образом вы подадите бездуховным людям, которые вас окружают, хороший пример. Который заденет их совесть и, возможно, просветлит.


21. Решайте сами, что такое духовность, и пользуйтесь ею по своему усмотрению. Если же кому-то ваше усмотрение не понравится, значит, он просто бездуховен. Ату его!

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи