Психолог Александр Лебедев

Как выработать суровый взгляд


 

Спасибо Денису Швецову за поданную мысль

У американцев принято всем подряд улыбаться, причем не просто так, а аж скалить зубы. В России же такой традиции нет. Более того, те же американцы, — и не только они, — отмечают, что у русских на лице мрачное, замкнутое, недовольное, агрессивное выражение. Вплоть до того, что подходящий человек их пугает, несмотря на то, что он приближается не для того, чтобы ограбить или искалечить, а чтобы предложить помощь.

Можно долго ковыряться в том, откуда это пошло, но задача не в этом. Могу только подтвердить, что (в особенности для Москвы) человеку важно, чтобы его не приняли за лоха, за легкую жертву — ни цыгане, ни гопники, ни полиция, ни продавцы чего-то самолучшего, ни мошенники, предлагающие срочно обогатиться удивительным образом... Кто-то остроумный сформулировал очень точно, хотя и неприлично: «На лице у москвича навечно застыл месседж: «КтовытакойЧтовамнадоЯваснезнаюИдитенахуй!». И только вступив с человеком в дружелюбный контакт, можно обнаружить, что он душка, идеалист и романтик. А что делать, что делать? Жизнь москвича трудна и полна опасностей.

У каждого человека, в силу индивидуальной анатомии лица, при расслабленной мимике читается какое-то, обычно неяркое, но заметное выражение.

Впервые я это обнаружил в школе. У нас был преподаватель математики. Имени я не запомнил, а прозвище у него было «Бобер». Он у нас слыл веселым балагуром, и на уроках, когда он говорил, по классу постоянно гуляли смешки. Однажды я то ли притомился, то ли не выспался, и положил голову на руки, закрыв глаза, но продолжая слушать учителя. И вдруг я обнаружил, что, если на него не смотреть, то он вовсе не особенно весел и практически не остроумен. Иногда хохмит, но качество и количество хохм никак не оправдывает ту веселую реакцию, которую выдает класс. Меня это поразило, я поднял голову и присмотрелся к лицу учителя. Меня постигло открытие: действительно, у него на лице вовсе не было веселой улыбки! Зато были ярко выраженные носогубные складки, которые, вкупе с формой рта, производили впечатление, будто он постоянно ухмыляется. Если от этого отвлечься, то остальное лицо было усталым и скучным.

Второй раз я этот феномен отметил во студенчестве. Я ехал куда-то на троллейбусе №5, на задней площадке, прижатый силой часа пик носом к окну, и в районе улицы Герцена услышал за спиной беседу, в которой участвовали два мужчины и одна женщина. Ничего примечательного в этой беседе не было, но случился момент, когда женщина пошутила. Вполне себе неплохо пошутила, но при этом сама первой стеснительно засмеялась, как будто сделала что-то неправильное, а ее собеседники ее едва поддержали, тоже как-то неуверенно. Я не выдержал, мощным усилием развернулся в их сторону и не пожалел: я увидел, что у этой женщины брови анатомически опускаются к переносице, что придает ей строгий, сердитый вид. Если наклонить голову так, чтобы козырек кепки закрывал от меня ее брови, то она выглядела вполне себе дружелюбно.

Эти два явления, объединившись в моей голове, спустя время привели меня к выводу, что люди бывают вынуждены идти на поводу ожиданий, рождающихся от того, какое выражение лица им свойственно от природы. И это случается гораздо чаще, чем можно подумать.

Вообразите себе: короткие брови, круглые глаза и мягкие губы. Такой человек выглядит наивным, ан нет — генетика. Но люди ждут от него этой наивности, берегут его, объясняют по три раза. И он, не видя иного к себе отношения, привыкает к этому. Теоретически он мог бы бороться с этим впечатлением. Практически такие усилия требовались бы постоянно, что, само собой, было бы более утомительным, нежели приспособиться к обремененному предубеждением общению.

Вспоминается читанная где-то история про работника (тогда еще) милиции, который о своем лице говорил, что по утрам, когда бреется и смотрит в зеркало, самого тянет документы спросить. Впрочем, был у меня такой знакомый с жуткой, маньячески жестокой рожей. Компенсировал он это тем, что выработал очень мягкую, даже нежную манеру речи. Но пока не заговорит…

Что делать, если вашему лицу свойственно какое-то выражение, которое вам совсем не нужно, не нравится? В этом случае очень удобно быть женщиной. Прическа, правильно наложенный макияж, даже дневной, не говоря уже о выборе формы бровей при помощи пинцета и карандаша; возможности корректировать форму губ помадой и другим карандашом — творят чудеса и позволят создать почти любой образ. У мужчин возможностей меньше, хотя растительность на лице тоже можно оформить подходящим образом. И людям любого пола полезно помнить, что очки — мощный косметический фактор. У одной моей знакомой, юриста, есть очки для работы, чтобы выглядеть строгой и собранной, и для неформальной обстановки — чтобы выглядеть заводной девчонкой.

Это не все. Полезно понимать, что форму лица, особенно после тридцати, когда появляются мелкие (а у кого-то и не мелкие) морщинки, формируют мимические, лицевые мышцы, которые можно, как и любые другие мышцы, тренировать, накачивать. Отчасти это придает лицу более отточенную форму, но есть и постоянные параметры: взгляд становится более внимательным, острым, а рот — более жестким. Посмотрите на хороших актеров в возрасте — у них у всех тренированное лицо. Помимо этого можно поработать и над привычным выражением: дело в том, что мышцы (любые, не только лицевые) постоянно находятся в состоянии небольшого напряжения, никогда не бывая полностью расслабленными. Это называется «тонус», и, если человеку вколоть миорелаксанта, полностью расслабляющего мышцы (это бывает нужно в хирургии), то его можно будет без усилий сложить в три раза. Поэтому, если вы специально будете качать те мимические мышцы, которые придают вашему лицу нужное вам выражение, то со временем ваша привычная мина к нему приблизится.

Я не стану расписывать сами упражнения: это довольно долго. Если говорить об универсальном комплексе, то любой знакомый вам профессиональный актер вам об этом сможет рассказать. Если у вас таких знакомых не случилось, не поленитесь дойти до актерской студии или театрального кружка. В крайнем случае обращайтесь ко мне — я неплохо обучаю мимическому искусству в применении к психологии. 

Между прочим, вам там расскажут, что зеркало души — вовсе не глаза, а брови и рот. А у глаз всего три стандартных, не считая нейтрального, положения: распахнуты, прикрыты, прищурены. А вот брови и губы дают гораздо более широкий спектр вариантов.

Теперь возвращаясь к жесткому взгляду.

Технически он довольно прост: спина должна быть прямая, плечи чуть вперед (но не вниз), шея — назад, лоб — вперед. Не от души, а слегка. Брови вниз, верхнее веко вверх, а нижнее — тоже вверх. Губы сжаты, и нижняя подпирает верхнюю. Еще раз: если вы это сделаете изо всех сил, получится смешно, поэтому не усердствуйте особенно.

К сожалению, состроить такую рожу в зеркало и попытаться запомнить — не выйдет. Вы не актер (скорее всего). Будет неестественно, неправильно, и особенно потешно, когда вы будете вспоминать, что куда. Чтобы было естественно, это положение должно быть для вас легким, то есть телом и лицом надо владеть. Для тела порекомендую танцы и любой спорт, связанный с разнообразными движениями — гимнастика, борьба (любая, желательно не силовая), акробатика. А для лица — все те же актерские упражнения.

Это тоже не все.

Крупные мазки не дают точной картины. Нужны нюансы. Их можно получить из упражнений, описанных в старой эзотерической книге Альберта Лиханова «Скрижали мага» для развития «магнетического взгляда». По крайней мере, там я их встретил впервые, причем в очень романтическом контексте: это была выкраденная моим знакомым из Ленинской библиотеки фотокопия, на пленке. Это сейчас любой может нагуглить и скачать любое произведение (ну, пока правоторговцы еще не сломали российский интернет полностью), а в советские времена даже факт чтения такой литературы мог быть воспринят как бунт. Сразу предупреждаю: за исключением этих упражнений все остальное в книге мало на что пригодно.

Чтобы не изображать испорченный телефон, вставляю цитату из книги.

Первая группа упражнений глазных мышц

Для развития и укрепления глазных мышц следует ежедневно посвящать по 10 минут каждому из упражнений.

1. На белом листе бумаги рисуют маленькую черную точку. Лист прикрепляют к стене так, чтобы точка была на уровне глаз. Садятся на расстоянии 1,5 аршина от стены, свет должен падать сзади или слева. Пристально смотрят на черную точку, не спуская глаз с нее, вращают головой, все время фиксируясь на точку. Постепенно надо увеличивать радиус круга и скорость вращения. Если появится боль и т. п., значит упражнение сделано неправильно, слишком быстро, и радиус очень велик.

Начинают с одной минуты и до десяти, добавляя по одной минуте за несколько дней.

2. Нужно сесть на то же место, устремить взгляд на черную точку и фиксировать ее около минуты.

Затем быстро и плавно устремить взгляд на пол, потом сразу на потолок, направо и налево. Направляйте взгляд, стараясь смотреть как можно пристальнее, в разные стороны, описывая зигзаги, круги, треугольники… Это упражнение можно изменить следующим образом. Как известно, каждая стена имеет четыре угла. Изобразим стену в виде листа белой бумаги, по углам которого напишем буквы: а, б, в, г.

Надо сесть против точки и фиксировать ее в течение одной минуты, затем взгляд быстро перевести на угол «а», затем сразу на угол «б», и тотчас обратно на угол «а». Затем тоже проделать с другими парами углов. Проделывайте каждое упражнение по пять — десять раз. Упражняйтесь сначала одну минуту, дойдите до десяти минут.

3. Устремите пристальный взгляд на точку и не спускайте с нее глаз, медленно поворачивайте голову (но не туловище) сначала в одну, затем в другую сторону. При всех этих упражнениях не моргать, расширять глаза и смотреть пристально. Продолжительность та же.

Вторая группа упражнений

Развитие твердого взгляда. Через месяц эти упражнения заменяют другими.

4. Садятся на расстоянии в 1,5 аршина от стены, на которой прикреплен лист бумаги с черной точкой. (Свет менее чем умеренный, устремляют взгляд на черную точку, фиксируя ее, не мигая.).

В тот момент, когда вы почувствуете покалывание глаз, надо усилием воли воспрепятствовать векам опуститься. Упражнение это начинают с одной минуты и, прибавляя по одной, через три — четыре дня доходят до десяти минут. Следует научиться смотреть пристально, неподвижно и не мигая по крайней мере пять минут. На это упражнение нужно обратить серьезное внимание, ибо оно является основой многих других приемов.

5. Передвигают бумагу с черной точкой на аршин вправо, но по той же линии. Садятся и смотрят пристально на то место, где раньше была бумага, потом поворачивают глаза (одни глаза, но не голову) и пристально смотрят на черную точку. Затем проделывают то же, передвигая бумагу влево. Сидеть надо на прежнем месте, поворачиваются только глаза. Продолжительность упражнения такая же, как и в упражнении 4.

6. Садятся напротив стены. Устремляют взгляд на черную точку на стене. Затем переводят взгляд на пол, где предварительно нанесена черная точка. Продолжительность упражнения такая же, как в упражнении 4. Аналогично с точкой, нанесенной на потолок.

Третья группа упражнений

Развитие проницательного магнетического взгляда.

7. Садятся против зеркала и устремляют взгляд на свое отражение, наметив предварительно на переносице едва заметную точку. Пристально смотрят на переносицу, фиксируя точку. Надо воздерживаться от мигания. Взгляд должен быть неподвижно, пристально и спокойно устремлен на точку. Начинайте с одной минуты и постепенно дойдите до пятнадцати минут. Смотреть надо пристально и не мигая. В дальнейшем точка не нужна, важно ее мысленное представление.

8. Садятся против зеркала и устремляют неподвижный взгляд на левый зрачок своего отражения. Фиксируют зрачок, стараясь заглянуть в самый мозг. Затем направляют взгляд на правый зрачок и столь же пристально смотрят на него. Так как предыдущее упражнение подготовили глаза, то можно начать сразу с пяти минут для каждого зрачка.

Вместе с мимическими упражнениями для актеров этим нужно заниматься каждый день до тех пор, пока на улице прохожие не станут от вас шарахаться.

Все актеры знают, что если работать на голой технике, получается некрасиво и неправдоподобно. Нужна какая-то душа, жизнь, энергия. К сожалению, слово «энергия» избито и испохаблено самопровозглашенными мистиками и «изатериками», поэтому, если вы захотите влить во взгляд «энергию», то выглядеть это будет, как если бы вы срочно искали туалет. Поэтому не надо. Евгений Яковлев в комментарии к посту Дениса Швецова, упомянутого мной в эпиграфе, отметил, что «Шлахтер в "Человек-оружие" советует представлять по пути, как убиваешь прохожих голыми руками». Я не знаю, как именно советует Шлахтер, поэтому изложу классический вариант.

Вступая с кем-либо в контакт, даже взглядами, если время, силы и обстановка позволяют, постарайтесь сообразить, как бы вы могли этого человека убить прямо сейчас. Можно использовать (опять же мысленно, конечно) имеющиеся под рукой предметы. Не надо торопиться, важно достичь либо понимания, что вам это с хорошей вероятностью удастся, либо (мысленно, мысленно) отступиться. Не надо мечтать о суперменстве; надо «на всякий случай» построить план.

Например: «Вот сидит мужик. Здоровый. Голыми руками я его не завалю. Надо чем-то. Зонтик… Нет, слишком легкий. А вот чемодан стоит… Если его взять, и углом в висок… Нет, не выйдет. Это размахиваться надо, а там тетка рядом. Во: отберу у парня бутылку, сделаю розочку и в горло! Хотя нет, розочка вовсе не такая острая, убить не получится, разве что раскровянить. А вот банка из-под пепси валяется, подобрать, разломать, там довольно тонкая сталь, получится хороший, острый, хотя и рваный край… Снимаю куртку, набрасываю ему на голову, накручиваю, придерживаю, не прижимаясь, а пока он трепыхается, перепиливаю ему шею под ухом, где сонная артерия. Там сантиметра два-три, успею. И отскочить, сознание он потеряет только секунд через 15-20...»

Извините за жестокие подробности. Если вы — впечатлительная барышня, то вам лучше тренировать не жесткий взгляд, а мечтательно-возвышенный.

И последнее. Смотреть в зеркало на переносицу, по Лиханову, конечно полезно, но тренировать умение не отводить взгляда можно и иначе: носите темные очки и разглядывайте лица. Потом очки вы снимете, а привычка останется.

Сразу предупреждаю, что жесткий взгляд, о котором мечтают подростки — вовсе не единственное выражение лица, которое вам может пригодиться в жизни. Не зацикливайтесь на нем. Соблазнять девиц, например, уместнее другими взглядами.

Лучше всего быть артистичным и разнообразным, это достижимо, полезно, весело и интересно.

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи