Психолог Александр Лебедев

Энергия фото


(Есть интервью с Иоганном Сваммердамом с тем же названием)

О разных изображениях люди говорят, что они несут энергию - позитивную, негативную, радостную или печальную, и так далее. И мы действительно это чувствуем. Причем разные люди могут говорить об одной и той же фотографии примерно одинаковые вещи, иногда даже похожими словами. Получается, эта энергия дана нам в ощущениях и, стало быть, реальна.

Однако, прежде, чем обсуждать эти энергии, следует дать определение, что же они такое. А с этим есть затруднения. Если спросить у экстрасенсов, которые имеют дело с энергиями каждый день, да что там, если спросить некоторых, с позволения сказать, ученых, изучающих те же самые энергии, то ответы мы получим самые невнятные, совершенно негодные к употреблению. Мы будем наблюдать заведение глаз к небу, слышать ничего не объясняющие термины, которые сами нуждаются в определениях, воспринимать исключительно безграмотное понимание физики...

Дело в том, что классическое значение слова "энергия" есть "вид материи". И энергия не может не быть материальной. А по материальным энергиям есть специальные специалисты, называемые физики, которые расскажут вам, что энергий может быть (не открыто или найдено, а именно может существовать) всего четыре вида: слабое взаимодействие, сильное взаимодействие, электромагнитное поле (оно же излучение) и гравитация. Никаких иных, повторяю, неизвестных полей быть не может, включая пресловутое спиновое, или микролептонное поле. Ну нет у спина полевой составляющей, нету.

Сильное и слабое взаимодействия проявляют себя только на микрорасстояниях, внутриатомных. Гравитационное поле мы создавать не умеем, да и засекать-то его и то проблема. Для спекуляций остается только хорошо изученное электромагнитное, которое, именно в силу своей изученности, не подходит для экстрасенсорных конфабуляций. Человек излучает во всех диапазонах столь мало и невнятно, что рассматривать это всерьез не стоит, а уж воспринимает из всего спектра только свет, и это хорошо и тщательно доказано разнообразными и независимыми опытами разных исследователей.

Эти рассуждения не означают, что я считаю "энергетическое" взаимодействие людей и предметов иллюзией, напротив, я начал именно с того, что признал их реальность. Я хочу сказать, что то, что мы подразумеваем под энергией и энергетикой в человеческой духовной жизни, никак не связано с энергиями физическими, материальными.

Есть люди, которых мы называем "энергетическими вампирами", после общения с ними мы испытываем раздражение, упадок сил и так далее, даже если это общение не было связано ни с чем неприятным. Есть, напротив, люди, "заряжающие" своей энергией окружающих. Есть люди, чье присутствие необъяснимо неприятно, даже если они вполне приличны и никак себя не проявляют. И напротив, есть люди, столь же необъяснимо приятные, умиротворяющие. Не могу не вспомнить о кошках и собаках, необъяснимо, но, судя по всему, благотворно влияющих на своих владельцев и не только на них. Одна моя знакомая, американская психологиня Мэри Джекобс, (необъятная женщина поразительных цинизма и доброты) занималась терапией душевнобольных детей при помощи собак. Существуют и другие, более сложные воздействия.

Более того, даже неживые объекты воздействуют на нас определенным образом. Бывают мрачные, "давящие" пейзажи и интерьеры, а бывают напротив, радостные и внушающие легкость. Интересно, что некоторые люди испытывают тягу к мрачному и страшному, но об этом позже.

Ключевым моментом, от которого я намерен плясать в объяснениях описанных феноменов, является восприятие.

Мы осознаем, дай бог, десятую часть воспринимаемых впечатлений, а по некоторым данным и того меньше, вплоть до одного процента. Известно, что под гипнозом слух обостряется в 8-10 раз, зрение в 3-5 раз, и человек способен ощутить тепло руки с расстояния в метр. Это не осознается в обычном состоянии, однако неосознаваемые впечатления никуда не деваются, они влияют на нас не слабее, а, вернее, даже сильнее осознаваемых. Ибо к тому, что мы замечаем умом, мы можем относиться критически, а неосознанное проникает внутрь нашей личности помимо фильтров разума. Таким образом, энергетическая жизнь духа оказывается намертво привязана к информационному взаимодействию, то есть сводится к получению и передаче информации.

Информация нематериальна, хотя и обязана иметь материальный носитель. Поэтому законы сохранения на нее не распространяются, информацию можно создавать и уничтожать, но нельзя отобрать ее, не воздействуя на носитель. То есть, если говорить об энергетических вампирах, то в этой парадигме их быть не может, так как "высосать" информационную энергию оказывается нельзя. Зато ее можно разрушить, повредить, и именно этот эффект может восприниматься как "опустошенность".

Если вообразить себе, что каждый человек воспринимает мир по-своему, создает в себе некий орнамент мира, который распространяет вокруг себя своим настроением, поведением и прочими неосознаваемыми способами, то другой человек сможет так же неосознаваемо воспринять это, и никому не известно, как эти два орнамента провзаимодействуют. Вполне возможно, что один из них, оказавшись сильнее, подавит и частично разрушит (обычно обратимо) второй, и владелец этого второго "орнамента" ощутит давление, упадок сил, ухудшение настроения. Может оказаться, что напротив, он дополнит второй орнамент своими узорами, и человек окажется вдохновлен, "заряжен". Или же два орнамента окажутся похожи, и тогда они взаимно поддержат друг друга, и такие люди смогут стать влюбленными или друзьями.

Мне хотелось бы использовать вместо слова "орнамент" слово "аура", несмотря на всю его скомпрометированность и затасканность. Я надеюсь, что внимательный читатель сможет учесть, что я подразумеваю под аурой не цветное свечение вокруг головы.

Косвенно эти рассуждения подтверждаются тем, что сильные духом люди обычно мало подвержены влиянию окружающих людей и окружающей обстановки. У них цельная, самодостаточная аура, на которую трудно повлиять.

Нетрудно экстраполировать эту модель на животных и неживые предметы. И пейзажи, и интерьеры, и отдельные предметы, и даже слова и символы могут иметь свою ауру, чем, собственно, и пользуется магия.

Теперь мне хотелось бы вернуться к тематике журнала. Надеюсь, к этому моменту уже стало ясно, что аура фотоснимка - не иллюзия.

Можно сказать, что каждый фотоснимок имеет свою ауру, но только у хороших она заметна, явно воспринимается зрителем. Точнее сказать, снимок хорош, если аура однозначно воспринимается большинством зрителей и создает у них одинаковое настроение. Если снимок неоднозначен, то, скорее всего, нет в нем выраженного начала, которое могло бы воздействовать на зрителя, хотя сразу приходит на ум Ян Саудек с откровенно неоднозначными, но определенно сильными кадрами.

С ходу можно попробовать разделить искусство на две категории: деструктивное и конструктивное. Деструктивное - нарушает аурическую гармонию зрителя, а конструктивное - напротив, гармонизирует ауру. Это не означает, что деструктивное непременно плохо, а конструктивное обязательно хорошо. Слава богу, три поколения страны накушались позитивного социалистического конструктива по макушку, полной ложкой. Ничего хорошего из этого не вышло.

Дело в том, что деструктив в первую очередь взаимодействует с наиболее слабыми, непроработанными, а потому часто лишними структурами ауры человека, некоторая доза деструктива как бы очищает ее, убирает мусор. Возможно именно поэтому наиболее рьяные потребители деструктивного искусства - подростки с их бешеным по скорости формированием мировоззрения и мировосприятия.

Естественно, что все хорошо в меру. Слишком много черепов и мрачных стен вторгаются в более сокровенные участки ауры и могут ей повредить, особенно, если она не сильна.

Конструктив же, при всем его оптимизме, обычно беспроблемен, и потому хорош для неглубокого восприятия, за редкими исключениями. Он, конечно, поддержит в трудную минуту, но это и почти все, особенно если говорить о человеке с сильной аурой. Впрочем, для цельной натуры влияние искусства на мировосприятие вообще куда меньше, чем для неустойчивой или формирующейся.

Конструктив - желанная цель для начинающего фотографа. Макро, закат и животные - стопроцентно позитивные сюжеты, и мы можем наблюдать их во множестве у любителей.

Собственно, все крайности легко могут быть подвержены критике. Истина никогда не находится на краю, она обычно лежит между крайностями. Судя по тому, что мы видим в мировом искусстве сегодня, включая фотографию, все мы предпочитаем конструктив с деструктивными вкраплениями. Скажем так, проблемы должны быть поставлены, но они должны быть либо разрешимыми, либо не фатальными. В этом смысле многие книги братьев Стругацких, несомненно, деструктивны.

Гораздо интереснее вопрос, почему аура одной фотографии сильнее, чем аура другой, но на эту тему я могу сказать лишь несколько общих слов, и тот, кто сможет ответить на этот вопрос, создаст критерий искусства.

Как я уже говорил в самом начале, все здесь зависит от восприятия. Информация, как упорядоченность материи это только одно из значений термина. Второе значение - "сообщение". На этой двойственности построено много путаницы, но речь не об этом. Фотография и ее аура это информация не только в смысле упорядоченности материи, но и в смысле "сообщение". Смысл же сообщения появляется только в сознании получателя и зависит от тезауруса, то есть той информации, которая уже имеется у него (у получателя). Одно и то же слово имеет разные значения для носителей разных языков. Даже простое "да" может нести бездну информации, если это ответ на важный заданный вопрос. Именно потому, что разные люди имеют разный жизненный опыт, разное воспитание, одна и та же фотография может иметь очень разный смысл для разных людей. Очень часто фотография имеет смысл только для ее создателя или для него и его близких. Про такое произведение говорят, что оно герметично, и такое герметичное творчество описывалось в журнале "Фотодело" в мае 2005 года, в статье о фотографиях с отдыха "Сам себе фотограф". Я считаю, что творение является произведением искусства, если у большинства людей оно вызывает заданные сильные чувства, то есть создает то самое взаимодействие аур. Если жизненный опыт автора работает в унисон с жизненным опытом зрителя, если аура автора находит свое отображение в фотографии и аура фотографии создает резонанс в ауре зрителя, то это фотография высокоэнергетична.

Вывод: высокоэнергетичная фотография это та, аура которой несет важное сообщение зрителю. Ответ на вопрос или же сам вопрос.

Проще всего проанализировать ауру сюжета. Известно, что восприятие искусства построено на сопереживании - проекции и интроекции, то есть либо мысленного перенесения себя в сюжет, либо мысленного же наложения героя сюжета на себя. Если в сюжете присутствуют люди, то все просто - вопрос "как бы я чувствовал себя на его месте?" создает достаточную для сопереживания базу. Если людей больше одного, то сопереживание может происходить как с одним участником сюжета, так и с несколькими поочередно.

Если в сюжете людей нет, то два варианта: "как бы я чувствовал себя в этом сюжете" либо "на месте какого предмета я мог бы себя представить". Скажем, дерево посреди степи однозначно сигнализирует об одиночестве.

Сообщение может содержаться не только в сюжете фотографии, но и в эстетике, и часто даже преимущественно в эстетике. Как я уже говорил, лишь малая часть воспринимаемого осознается. Почти все мы любим смотреть на горящий огонь или облака. В них мы видим массу линий и теней, которые далеко не всегда можем связать с чем-то известным, но подсознание вполне успевает это сделать. Тени подсознательных чувств и заставляют нас получать удовольствие от созерцания огня или облаков. В этом смысле можно сказать, что они имеют собственную, свойственную только им ауру.

Линия и цвет непредсказуемо обладают тем же свойством. Сделать абстрактную фотографию без сюжета, которая при этом заведомо цепляла бы зрителя, трудно. Хотя, конечно, возможно. Но вряд ли найдется фотограф, который делал бы такие снимки постоянно. Это как горящий огонь, текущая вода или бегущие облака.

Но вернемся к ауре фото. Если человек уже пережил все, что относится к сюжету, то ему такой сюжет будет неинтересен. Если он не собирается переживать подобное даже подсознательно, то такое не будет интересно тоже. Зависимость интересности от новизны выражается кривой с максимумом примерно в середине. Если все совершенно знакомо, то это скучно. Если совершенно непонятно, то тоже скучно. Аура фотографии, в отличие от ауры человека, статична, и потому фотография будет интересна только если она и ее аура обладают достаточной, но не чрезмерной новизной для ауры зрителя. Это тонкий момент, речь идет не о новизне самого кадра, а об актуальности тех чувств, которые фотография призвана вызвать в зрителе.

Таким образом, высокоэнергетичная фотография должна обладать следующими свойствами:

- быть однозначно выразительной,
- содержать сюжет с конфликтом,
- выражать актуальные для зрителя переживания.

К сожалению, вкратце это почти все, что я могу сказать по данному поводу. Я не знаю, насколько эту попытку анализа можно использовать для творчества, если бы знал - наверное, стал бы хорошим фотографом. Надеюсь, что этот текст поможет более творческим людям, чем я, добиться успеха.

Иоганн Сваммердам

Комментарии

1. Ирина, Понедельник, Октябрь 08, 2012, 07:20:

Спасибо огромное за статью!




Условия обработки персональных данных

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи