Психолог Александр Лебедев

Вы видели мага?


Это не статья. Это два сообщения из какого-то форума, из коих можно было бы выкроить статью, но, за исключением пары отсылок к отсутствующим персоналиям, и так все понятно.


 

Во-первых, прежде чем заниматься всем остальным, рекомендую погуглить по "магифрения".

Во-вторых, мы можем воспринять мир только частично, фрагментарно, упрощенно, и поэтому пользуемся моделями. В числе моделей существуют магические, мистические. В решении разных задач эффективны разные модели. Тонкий момент, на котором спотыкаются недостаточно тщательные люди - решение, когда какую модель применять.

Для работы в мистической модели полезно иметь повышенную чувствительность, интуицию, эмоциональный интеллект, еще кое-что. Люди, которые этим обладают, зачастую ленятся развивать аналитические способности, потому что мистических хватает для жизни.

Истина, как водится, болтается где-то посередке.

Резюме: порыться в мистической модели определенно не вредно, но исключительно при скептическом отношении к тем безумным мифам, которыми заполняется аналитический вакуум.

При изучении предмета крайне советую обратить внимание на прогностическую (предсказательную) способность методов и проверяемость предлагаемых концепций. Знания и навыки, которые нельзя применить (то есть использовать для планирования и управления ситуацией) знаниями и навыками не являются. Это главное. Теоретическая часть для первичной фильтрации не очень важна, так как все можно обяъснить как угодно.

Сразу предупреждаю: работающих методов в этой области довольно мало, но они есть.

Следующие важные грабли в этой области заключаются в том, что почти каждый адепт любой системы позиционирует себя как гуру и продвигает эту позицию суггестивными методами. Поэтому во-первых, не надо никому возражать, если вы хотите выяснить побольше, во-вторых, не поддавайтесь на создание ауры важности, истинности, сокровенности, исключительности, загадочности и прочее надувание щек, какими бы косвенными методами оно не продвигалось. Никому и ничему не верьте, все проверяйте, не ведитесь на "сияющие глаза".

Никогда не верьте безграмотным людям. Если человек не в состоянии освоить родной язык, то он вообще ничего не в состоянии освоить. Диагнозу "врожденная неграмотность" не верьте - это десятые доли процента.

Ну и напоследок, если будете выбирать, за кем идти, то есть отличный критерий выбора: человек учит только тому, что умеет сам. Поэтому посмотрите на гуру и решите, хотите ли вы быть похожи на него и жить, как он.


Хорошо, убедили, давайте поговорим на этом языке.

Всем остальным - нижайшая и смиреннейшая просьба не конфабулировать - зашибу.

Я не имею ничего против магии, но я имею много против той профанации, которую она представляет собой в 99,9% случаев.

Первая проблема в том, что магия никак не связана с физическими законами, никак с ними не взаимодействует Она работает с информацией и вероятностями, а законы у них совсем иные, чем у материи. Например, для информации не существует закона сохранения, поскольку она нематериальна. А вероятности засекаются только статистическими методами.

Отсюда проистекают два самых частых заблуждения: а) Попытки манипулировать Силой при помощи хлопотания телом и предметами б) неправомерные обобщения вместо статистического анализа. Это приводит к печальному результату обилия глупых шизофренических суеверий, бессмысленных, вредных, а порой и опасных .

Далее: Сила не монолитна, она делится по внутренним параметрам: на поля и потоки, 7 стихий, 5 начал (есть и другие деления), на это все накладывается картина 7 чакр (к топографии тела, кстати, они имеют чисто ассоциативное отношение), каждая из которых может находиться в трех состояниях, и быть по-разному развита количественно (еще раз специально оговариваюсь, что работающих моделей может быть много, хотя и на порядки меньше, чем неработающих), и в целом получается такое количество наборов, что, несмотря на то, что оно поддается систематизации, до определенного уровня удобнее всего считать эти наборы индивидуальными. Не все, далеко не все эти наборы позволяют сложиться этим качествам в вектор Силы, и не все позволяют этим вектором управлять. Хотя, конечно, многое поддается развитию и тренировке.

Из этого проистекают и внешние параметры: возможности, права, обязанности, ограничения, ответственность. Наборы внешних параметров тоже, естественно, условно индивидуальны.

Но из-за неаккуратного мышления происходит вторая проблема: неправомерное обобщение. Человек, дойдя своим умом до какого-то уровня абстракции в этой области, ошибочно полагает, что все остальное у всех - общее, и, само собой, такое же, как у него. И бегает, размахивая индивидуальной Абсолютной Истиной и персональными Законами Вселенной. Беда в том, что жадные до таинственного обыватели, натыкаясь на харизматичного адепта, пытаются напялить на себя обноски с его плеча и часто калечат себе душу.

Третья проблема состоит в том, что управление Силой в общем случае не обусловлено работой сознания. Оно требует осознанности, но не осуществляется силами логических конструкций. От мага требуется умение использовать логику для планирования и интерпретации, и использовать интуицию, чувства для собственно работы с Силой. К сожалению, бытовые воспитание и образование практически совсем не уделяют внимания навыкам и культуре работы в этих областях, особенно во второй (чувств и интуиции), и, тем более, не учат отделять одно от другого, и уже совсем далеки от синергического, совместного их использования. Поэтому огромное количество "просветителей" автоматически пытается заполнить логический вакуум, накручивает на доступные им умения в сто раз больше высосанных из пальца иллюзий, фантазий и конфабуляций теоретического свойства. Взгляните, хотя бы, на юродивого кармаведа Лазарева, да или хоть на нашего форумного святого. Из-за суровой спинномозговой потребности объяснить все хоть как-нибудь, они строят сложные и замысловатые конструкции собственных измышлений, которые тут же спешат вывалить в виде Всеобщих Теорий Всего или, как у г-на Яцкевича, Интегративной Парадигмы (или как он там ее называет).

Из этого проистекает неимоверное количество опять же суеверий, только основанных на бредовых теориях просветителей, а потому особенно живучих.

Ну и плюс к тому на одного стихийного мага приходится несколько десятков шизофреников, которые своей продуктивной симптоматикой покрывают клочья магической реальности как слон землеройку. Плюс еще в несколько раз большее число шарлатанов, вносящих свой вклад.

Отсюда для меня следует естественный вывод: поскольку отделить магию от бреда для обычного человека не представляется возможным, а для стихийного мага это оказывается возможным только в результате высочайшей дисциплины логики и чувств (специально оговариваюсь, что я не об ограничении чувств, а о манипуляции ими), то и суммарное количество вреда от пропаганды магии и просветительской деятельности многократно превышает крохи пользы. Дополню, что каждый необразованный и ленивый конфабулянт согласится с требованием "высочайшей дисиплины" и добавит, что уж он-то в этом - ас.

Это мое мнение разделяют те немногие маги, с которыми мне случилось встретиться, они не занимаются пропагандой и просветительством, они не занимаются явным практическим применением своих умений (один из них, например, детский врач-реаниматолог, никогда не говорит вслух о том, что пользуется чем-то, кроме стандартного набора инструментов врача), и отбиваются от учеников до последнего.

Комментарии

Нет комментариев.

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи