Психолог Александр Лебедев

Карма для психолога


В статьях "Эгрегор для психолога", "Энергия для психолога" и "Аура для психолога" я разобрал несколько понятий мистической модели, которые могут пригодиться психологу в работе с клиентом, а не психологу — в работе над собой, и которые в абсолютном большинстве случаев превратно понимаются за отсутствием доступа к аутентичным источникам, умения эти источники читать и интенсивной вульгаризации и профанации мистической модели.

Здесь хочу разобрать еще одно понятие, содержание которого искажено в народе до неузнаваемости. КАРМА.

Традиционно оговорюсь, что мистическая модель не является ни моей любимой, ни единственной, которой я в состоянии пользоваться.

Для современного соотечественника смысл кармы определяется двумя базовыми знаниями: "Песней о переселении душ" Высоцкого, главным образом строкой: "а если туп, как дерево — родишься баобабом", и смутным пониманием, что карма — это вроде как рай и ад, только мелким горошком.

Отдельное спасибо за вклад в профанацию понятия кармы и мистической модели вообще, следует сказать г-ну Лазареву с его "Диагностикой кармы". Он постарался так, что в сокращении "г-ну" хочется прочесть вовсе не "господину". Я даже остановлюсь на нем поподробнее.

В 90-е годы шарлатанов-эзотериков расплодилось как-то удивительно много. Были они на каждом углу и в каждой газете объявлений просто десятками и сотнями. И была у них негласная договоренность, что для объяснения бессилия или для оправдания дурного результата можно ссылаться на карму, влияние которой якобы принципиально не поддается никаким усилиям. Лазарев, выйдя на рынок шарлатанских услуг, увидел себя в самом низу кучи-малы, и, не имея ни харизмы, ни коммерческих талантов, чтобы пробиться в обеспеченную часть касты, решился нарушить конвенцию, подобно Паниковскому. Но если от непорядочности Паниковского пострадали только те его коллеги, кто кормился в одном-единственном, пусть и хлебном Арбатове, то Лазарев своей инновацией подгадил вообще всем собратьям по цеху. Объявив, что он умеет работать с кармой, он не только поднял себя выше всех конкурентов, но и подпортил им, неумехам, репутацию, да еще и заставил их искать новую отмазку. Конечно, все шарлатаны тут же оказались способны делать то же, что и он, и даже еще лучше, но все деньги собирает тот, кто успел первым.

Концепция Лазарева не отличается от описанной ранее принципиально ничем, и не приблизит нас к пониманию, что же такое карма, поэтому разбирать мы ее не будем.

Теперь собственно о карме.

Формально карма — действительно, как и в вульгарном, обывательском представлении, влияние активности индивидуума в предыдущей жизни на последующую. Но этим сходство и заканчивается.

Во-первых, в мистической модели отсутствует "закон воздаяния" и вообще какие-либо прямолинейные этические конструкции, типа вселенской справедливости, "правила противодействия" и так далее. Даже понятия добра и зла сводятся к субъективным индивидуальным оценкам. Нет в этой модели никаких "высших сил", старательно следящих за каждым, прилично он себя ведет, или нет. Эти искусственные, внешние конструкции механически переносятся на мистическую модель из деистических религий, надстраивая на ней постороннюю, нелепую нашлепку, иной раз заслоняющую всю оригинальную, применимую часть.

Обратите внимание, что не только в математически стройном буддизме, но и в полном суеверий индуизме отсутствуют какие-либо сущности, бессмысленно тратящие свои время и силы на то, чтобы судить человечков за то, как они друг к другу относятся.

Кармические причинно-следственные связи построены исключительно на личных способностях и ограничениях каждого человека, пусть даже они касаются восприятия им себя и своих отношений с другими людьми.

С позиций прагматического мира я коротко описал эти связи в статье "Эсхатология. Книжечка мертвых", но статья эта длинна и скучна, и большую ее часть занимает разбор механизма сансары (организации цепи реинкарнаций, перерождений), на котором строится кармическая преемственность перерождений, поэтому тех, кого интересуют подробности (статистика сайта показывает, что таких примерно 10%), отошлю к этой статье, а для остальных 90% вставлю цитату и затем кратко изложу выводы.

Цитата из статьи "Эсхатология. Книжечка мертвых":

Очень маленькая доля из них (реинкарнаций) может быть похожа на человека или вообще на земное существование. Будда по этому поводу приводил такую метафору (и откуда он узнал?):

«Вообразите себе черепаху, плавающую в глубинах океана и раз в 10 000 лет выныривающую на поверхность глотнуть воздуха. На волнах плавает деревянный браслет. Шанс родиться человеком выпадает не чаще, чем черепаха попадает головой в этот браслет.»

Теперь рассмотрим трудности и невзгоды, которые могут (должны) сопровождать реинкарнацию такого типа.

Ребенок (рассмотрим человеческого, за неимением других примеров), рождаясь, должен иметь некоторые рефлексы, без которых он просто не выживает: дыхательный, сосательный, некоторые другие. Более сложные, но так же необходимые рефлексы формируются позднее. На их основе складываются потребности, стереотипы поведения, что складывается в удовольствия и неудовольствия, стратегии и так далее. И дело даже не в том, что в новом, незнакомом мире почти все знания, которые за свою жизнь сумел накопить мистер Смит, окажутся бесполезными и бессмысленными, а в том, что процесс формирования потребностей и поведения как раз и составляет процесс формирования личности. Если реинкарнированный оставит этот процесс без своего контроля, пустит его на самотек, то новая, формирующаяся личность быстро захватит контроль за эффекторами и, возможно, аффекторами, в результате чего мистер Смит проведет эту реинкарнацию в параличе, в лучшем случае пассивным наблюдателем непонятно чего, в худшем — глухим и слепым.

Конкурировать с биологически адаптированным организмом в создании личности трудно. Маленький ребенок необыкновенно адаптивен, стремительно учится. Достаточно вспомнить, что за год он выучивает язык, до того времени не зная вообще ни одного.

Тактика подавления новой личности и захвата контроля порочна, так как новая личность очевидно лучше приспособлена к своему миру, и такой ультимативный контроль чужака как максимум даст неполноценную, ущербную персону, чье место — в интернате для инвалидов по психиатрическим диагнозам. Поэтому правильной тактикой является совместный контроль, взаимодействие и интеграция. 

...

Вообразите себе, что мистер Смит при жизни был страстным курильщиком или кофеманом. Родившись в облике сатурнианского кальмара, он не сможет обеспечить себе привычное удовольствие, и будет долго терзаться абстинентым синдромом. Причем объяснить оному кальмару, в чем дело, он не сможет даже при хорошем контакте, а при плохом попросту сделает соседскую личность несчастной.

Мир, в котором нам предстоит оказаться после следующего рождения, будет категорически отличаться от нашего, причем почти наверняка в нем будут обитать вовсе не люди. Отличия должны быть настолько велики, что вряд ли мы будем иметь даже привычные нам органы чувств. В этой ситуации нам в первую очередь понадобятся адаптационные возможности психики. Адаптивность же — тренируемая способность, и поэтому практически все классические техники, готовящие личность к реинкарнации, заключаются именно в этой тренировке. Они сводятся с одной стороны, к развитию способности спокойно принимать новости, несовместимые с нашими привычками, ценностями, представлениями о мире, и с другой стороны, к практикам, позволяющим управлять своей психикой в широких пределах.

Если у вас есть какие-то трудности с этими навыками, то в следующей жизни они могут больно по вам ударить. Причем метафора с граблями оказывается для этой связи избыточно сложной, грабли - это все же какой-никакой, но механизм (рычаг), чего в отношениях личности с кармой нет. Предложу другую метафору: если вы взяли с собой в поход гантели, но не взяли спички, то вам будет неудобно. Может быть даже очень неудобно.

В этом смысле исправление кармических упущений сводится к обычной для психолога работе по психологической адаптации и развитию адаптивности. Ничего сверхъестественного в этом нет. Зачастую для этого бывает необходимо у клиента деактуализировать доминирующую импунитивную реакцию и развить интрапунитивную.

В профанной работе с кармой методами кухонной эзотерики основным инструментом является "исследование прошлой жизни", когда у клиента вызываются "воспоминания", на основе которых делается анализ. С одной стороны, если рассматривать эту работу только как проективную методику, то никакой беды в этом нет, но ведь оно выдается и принимается за чистую монету!

Поэтому еще одна цитата из указанной статьи (извините с вложенными цитатами):

Я отдаю себе отчет, что глубоко обидел романтически настроенных эзотериков, которым приятно считать, что в прошлой жизни они были воином или принцессой, и отказываться от этого им больно и обидно. Я, конечно, мог бы спросить, почему среди них так много особ королевской крови, и ни одного китайского крестьянина, которых за историю человечества было больше всего, как бы не половина. Но ладно, так уж и быть. Есть один механизм, который отчасти позволяет им продолжать пользоваться своими мистически-романтическими фантазиями.

Цитата из статьи «О природе снов»:

Все мы знаем, что во сне можно прожить несколько часов, а то и дней. Однако сама фаза быстрого сна длится минуты. При некоторых усилиях можно отследить, что не все прожитое во сне время проживается последовательно. Занудные и несущественные эпизоды пропускаются, оставляя только память о том, что они были, подобно «условию задачи», которое к моменту начала сна сообщает вам, кто вы такой, где вы, и кто все эти люди. Скажем, вы идете по дороге, идти долго. Смена кадров – и вы уже пришли, и помните, что шли часа четыре. При нарушении процесса посыпания эта информация может еще некоторое время быть актуальной.

Однажды полчаса после пробуждения я удивлялся, как я мог забыть, что мне одна знакомая зачем-то подарила каморку (дворницкую) на Курской, и куда же я задевал ключи... Разумеется, это все было только частью заданных обстоятельств из сна.

В психиатрии известны такие явления, как конфабуляция, ложная память, которая может синтезироваться по механизмам, аналогичным тем, которые используются во сне. Ложная память может быть сколь угодно яркой и сколь угодно фантастичной. Мы можем ее считать, вместе с психиатрами, нарушением, а можем вспомнить, что все, что мы способны помыслить, где-то в бесконечной вселенной существует. То есть, формально, если подумать, то и фактически, ложная память таковой не является, и любые воспоминания в точности отражают некоторые события, которые происходили или будут происходить в какой-нибудь далекой-предалекой галактике. То есть всякий, у кого есть некие воспоминания, не связанные с текущей жизнью, может, не кривя душой, считать, что хранит в себе частицу какой-то другой, более ранней судьбы. Субъективно ранней, поскольку вероятностный характер сансары (отсутствие механизма передачи информации) позволяет уйти из-под закона причинности, и субъективно последовательные реинкарнации могут быть произвольно размещены в физическом времени — до, после или во время текущей жизни.

Объем воспоминаний такого рода может быть весьма большим и даже сопоставимым с объемом реальных воспоминаний этой жизни. Я не искал специально, но как-то читал жалобы женщины, которая за относительно недолгое нахождение в коме прожила субъективно несколько насыщенных лет, имела семью и детей, очень хорошо помнит и людей, которые ее окружали, и события, и страдает от того, что не в состоянии к ним вернуться. Вот, даже нашел:

У меня было счастливое детство, отличные бабушки и дедушки, родители, сестра, со всеми очень тёплые отношения.
Познакомилась с молодым человеком в институте, стали встречаться, сделал предложение, поженились, устроились работать, забеременела, родила сына. Сыну 3 годика исполнилось, готовлю стол, в ожидании гостей, весело общаюсь с любимым мужем, сынишка бегает рядом.
И тут я проснулась. Я была в коме, меня избил мой бывший парень-наркоман, из родственников только мать, которая уходит в запои, комната в коммуналке на двоих с ней.
Прошло несколько месяцев с момента моего возвращения "домой", я все ещё в шоке. Это все нереально. Реальность была там, в мире, который построил мой мозг, с людьми, которые никогда не существовали.
Пристрелите меня, я хочу обратно к семье.

Такие случаи, конечно, в первую очередь относятся к компетенции психиатров, но могут быть объяснены и другими способами (второй закон Ванталы: «Все можно объяснить как угодно»), и вполне подпадают под варианты воспоминания о предыдущих жизнях.

Тем не менее, практически весь поток сообщений о таких предыдущих жизнях не выдерживает никакой критики ни по знанию языков, ни по знанию быта, и подвержен разрушительной критике филологов и историков. Впрочем, заниматься просвещением обывателей я здесь не намерен.

Как я уже сказал, за подробностями — к статье "Эсхатология. Книжечка мертвых".


©Иоганн Сваммердам

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи

powered by phpSQLiteCMS