Психолог Александр Лебедев

Энергия для психолога


Специально и отдельно оговариваю, что изложенное ниже не является ни моей верой, ни частью единственного возможного мировоззрения. Это всего лишь фрагмент мистической модели мира, удобной для постановки и решения некоторых классов задач, которой я время от времени пользуюсь, не считая ее предпочтительной.

Я уже писал о понятии эгрегора и об ошибках, связанных с нечетким пониманием этого термина мистической модели. Я рекомендую прежде, чем читать дальше, прочесть хотя бы введение к статье "Эгрегор для психолога", чтобы мне не повторять два больших абзаца, важных для понимания содержания статьи.

Еще один термин, смысл которого надежно ускользнул от стихийных и не только мистиков, эзотериков и оккультистов – энергия.

Понятие это было введено в мистическую модель Чарлзом Ледбиттером и Анни Безант, чтобы как-то обозначить переносчик состояния, чувства внутренней силы и эмоции, поток которых мы ощущаем в разных ситуациях – при выступлении яркого человека, восприятии качественного произведения искусства, и тому подобных. Выбор именно этого слова был достаточно произвольным, и при том развитии физики, что имелось на тот момент, оно не особенно конфликтовало с физическим термином. Однако сегодня, когда каждый школьник знает, что энергия бывает потенциальная и кинетическая, а студентам известно также, что энергия может относиться к одному из четырех взаимодействий – сильному, слабому, электромагнитному и гравитационному, термин "энергия" прочно обосновался в науке, а понятие энергии психической не находит себе места в этой картине.

Эта омонимия в результате приводит к массе недоразумений, основанных в первую очередь на том, что в мистической модели терминология прописана весьма невнятно, и оставляет простор для фантазий, которые и заполняют информационный вакуум. Тем более, что понятие физической энергии, в отличие от психической, прописано отменно, и физические законы мало-мальски известны всем хотя бы в примитивном виде.

При даже минимальном напряжении ума должно быть ясно, что психическая энергия не имеет к физике никакого отношения, особенно если учесть, что мистическая модель никак не связана с материальным миром. Однако выдуманные профанами "законы" энергетического взаимодействия прискорбно подобны законам физики.

Слепая вера в самозваные авторитеты усугубляется тем, что, в силу привычки мыслить зрительными образами, обыватель представляет себе энергию в виде чего-то вроде светящегося потока, а кинестетики – в виде теплых или холодных волн, и автоматически переносят свойства потоков и волн на неизвестную и непонятную им субстанцию.

Как я уже писал в статье "Эгрегор для психолога", мистическая модель связана практически исключительно с информационными взаимодействиями. Информация же, являясь функцией упорядоченности материи, сама не материальна, хотя и всегда имеет материальный носитель, и поведение информации описывается законами не физики, а математики, — причем разделов, которые в школе не проходят.

Поэтому, например, закон сохранения есть для материи, а для информации его нет. Она может исчезать в никуда и появляться ниоткуда, и при "передаче" психической энергии правило "сколько убыло в одном месте, столько прибыло в другом" может соблюстись только по редкому совпадению.

Если вы хотите скорректировать свое понимание психической энергии до состояния, в котором сможете осознанно им пользоваться, то вам не будет достаточно уточнить его. Вам придется предварительно отказаться от имеющегося представления и воспринять другое, категорически отличное от него.

Проще всего проиллюстрировать понятие энергии через такое рассуждение:

Информация, описывающая личность, содержащаяся в ней и составляющая ее (ибо личность – безусловно, информационное образование), совершенно очевидно структурирована. Структуру можно себе представить как некий узор, орнамент. Это, конечно, не так; структура личности описывается моделью многомерной сети, непредставимой зрительно, но в качестве аналогии сгодится и орнамент. Эта структура может быть более или менее аккуратной, устойчивой, регулярной, фрагментированной, активной. Если она обладает всеми этими (и некоторыми другими, неописуемыми без математики) свойствами, то ее условно можно назвать сильной. В дальнейшем мы будем называть эту структуру аурой, отметив, что обывательское представление об ауре как о светящемся ореоле так же далеко от ее сути, как и понятие физической энергии от психической. Подробнее я написал об ауре здесь: "Аура для психолога".

При взаимодействии двух личностей они обмениваются ауральными фрагментами, во-первых, как сообщениями (в математическом смысле), и во-вторых, как влиянием на ауру. Строго говоря, эти взаимодействия не следует жестко разделять, но здесь удобнее так. Второе часто связано с первым, но случается и раздельно. Понятно, что более сильная аура влияет на более слабую сильнее, чем наоборот. И понятно также, что влияние может быть сильным или слабым, временным или устойчивым, конструктивным или деструктивным, комфортным или неприятным. В общем случае эти четыре параметра независимы друг от друга, хотя могут иметь место ситуационные корреляции.

Если воздействие донора воспринимается как комфортное, то реципиент может ощутить чувство подъема, прилива сил, радости, удовольствия в любой форме, что интерпретируется профанами как "поток позитивной энергии". На этой же иллюзии основано чувство "подпитки" энергией при медитативных состояниях, активирующих сильные фрагменты ауры. Я об этом напишу подробнее ниже.

В обратном же случае, когда дискомфорт выражается в упадке сил, дисфории, профаны говорят, что "энергию отняли" или "энергию потратил", и называют донора "вампиром". Похожую иллюзию испытывает профан, когда пытается "передать" энергию, будучи уверен, что он ее при этом расходует. Интересно, что эту иллюзию зачастую потенцирует примитивное физическое напряжение, телесные зажимы, возникающие при "усилиях" по "передаче" энергии.

"Энергетичность" личности таким образом сводится к ее высокой организованности, структурированности, включающей способность к эмоциональному и физическому самоконтролю, простроенность системы ценностей, понимание основ функционирования и регуляции функций организма вообще и психики в частности, широкий спектр поведенческих моделей, кругозор и коммуникативные способности, включающие обаяние и харизму.

Взаимодействие с такими людьми может давать разные эффекты, в зависимости от того, как аура реципиента соотносится с аурой донора. Донором мы далее будем называть носителя более сильной ауры, а реципиентом, соответственно, носителя более слабой. Хотя это не совсем корректно, так как в общем случае оба взаимодействующих являются, как правило, и донорами, и реципиентами, исключая лишь случаи, когда контакт односторонен, — например, при восприятии произведения искусства или выступления по телевидению.

Основным параметром для описания этого взаимодействия является структурная (не)конфликтность, (не)совпадение по структуре аур.

Неконфликтный донор своим влиянием дополняет недостроенные, отсутствующие фрагменты ауры реципиента, и это воздействие очевидно. Оно обычно одновременно и комфортно, и конструктивно. Устойчивость такого воздействия зависит от объема и актуальности интервенции. В мистической модели работа психолога в большинстве случаев описывается именно этим процессом, с поправкой на то, что психолог своей интервенцией организует выбор для реципиента альтернативных паттернов и одновременно катализирует процесс. Но это отдельная тема, не стану в нее сейчас углубляться.

Жесткая интервенция конфликтной ауры сильного донора будет для реципиента деструктивной, и из взаимодействия реципиент будет выходить с болезненными потерями. Если интервенция мягка или разумно дозирована, то деструктивное влияние отразится в первую очередь на наименее "качественных" частях ауры реципиента, неактуальных или неадекватных, что, несмотря на формальную деструктивность, можно отнести к полезному, позитивному результату, и что может быть составляющей учебного процесса. Мы легко можем вспомнить иллюстрации этого из книг и фильмов. Первый случай обычно некомфортен для реципиента. Во втором могут быть варианты, зависящие в том числе и от того, насколько болезненные уроки реципиент согласен получать, и от аккуратности учителя. Легко видеть, что более решительный и терпеливый ученик имеет больше возможностей для обучения, несмотря на риск "сломать" ученика, то есть серьезно повредить его ауру. Этот вопрос действительно встает в некоторых формах обучения.

При этом процесс обучения обычно воспринимается сначала как травматичный, изматывающий, приводящий к дефициту энергии. Затем, когда разрушенные фрагменты достраиваются на методической основе, или заменяются паттернами донора, ученик испытывает стабильное чувство прилива энергии.

В случае целенаправленно деструктивного, "боевого" (не обязательно осознанного) воздействия конфликтного донора "энергетический удар" сводится к разрушению больших фрагментов ауры без замещения или дополнения их альтернативными. Интересно, что обучение в этом случае при достаточной готовности донора и, разумеется, при его достаточной устойчивости, все равно может происходить. Если человек выбрал себе такой экстремальный метод обучения, то важным навыком для него будет умение вовремя выйти из "боя". К этому случаю я отнесу известный анекдот про Сократа, который, когда его спросили, почему он живет со сварливой и глупой женой Ксантиппой, ответил: "Если мне удается договориться с такой женщиной, как она, то с остальными я смогу договориться и подавно".

И, конечно, следует упомянуть случай "пустого" взаимодействия. Дело в том, что для профана зачастую очень привлекателен статус гуру, учителя, "продвинутого", или же, скажем, "крутого", "важного", или же "сильного", "брутального" и так далее. То есть статусного по любой значимой для него шкале. И он пытается копировать внешние, поведенческие признаки сильного донора. В просторечии такое поведение называется "понтоваться". Оно может обмануть собеседника, чей уровень ниже, но не того, чей уровень выше. Скажем, можно прикинуться крутым бизнесменом, если собеседник плохо себе представляет, как выглядит и ведет себя крутой бизнесмен. Или изобразить сильного мужчину перед неопытной девушкой.

Ситуация аналогична в большинстве сообществ эзотериков. Поскольку формальные признаки довольно расплывчаты, то профаны усердно "понтуются" друг перед другом, а поскольку уровень их всех примерно одинаков и примерно равен нулю, то и иерархия строится на основе убедительности "понтов" – загадочного вида, умения афористично изъясняться, характерных пластики и мимики, навыков пристройки сверху и способности к суггестии. Поскольку конкуренция между такими "продвинутыми профанами" идет именно на уровне этих "понтов", то среди них выделяются исключительно яркие, артистичные, харизматичные, часто за счет истероидности и психопатии, личности. Поэтому уже сами эти свойства подозрительны, и являются косвенным (именно косвенным, а не достаточным и не необходимым) признаком шарлатанства. Действительно продвинутые и простроенные люди, как правило, себя в этом качестве не афишируют и даже намеренно скрываются, иногда до полной незаметности.

На энергетическом уровне взаимодействие обывателя с таким "эзотериком" выглядит парадоксально: вначале он опознается как донор, происходит то, что называется "вау-эффект", комфортность взаимодействия иногда даже зашкаливает. Однако по прошествии времени оказывается, что никаких ауральных новостей, никакого конструктива оно не принесло. Возникает чувство пустоты, которое в некоторых случаях заполняется повторными взаимодействиями, снова дающими "вау-эффект". Недалекие люди могут даже подсесть на этот эйфориак, испытывая буквально абстиненцию, если возможности встретиться нет. Впрочем, самые успешные мошенники в истории тоже описывались очевидцами как исключительно приятные и обаятельные люди, сразу вызывающие доверие и симпатию. При этом напоминаю, что и хороший человек имеет право быть обаятельным и симпатичным.

Разница видна, скорее, в том, что действительно "продвинутый" человек не работает на эти свои качества, и сам не зависит от публики, и при некоторой практике это заметно. Собственно, практически все встреченные мной мастера были людьми определенно не демонстративными.

Теперь, как обещал, о "запитке" энергией. Как следует из изложенного, механизма переноса ("потока энергии") просто нет. Есть коммуникации и впечатления, структурирующие ауру, а есть те, которые ее повреждают. Напомню между прочим, что дозированное повреждение может быть полезным. Если вы испытываете потребность в "притоке энергии", то в первую очередь имеет смысл обратиться внутрь себя. В каждом человеке есть мощный, практически неиссякаемый источник самой чистой, самой подходящей ему энергии, и даже не один. Он обычно завязан на приятных или возбуждающих (а может быть и на успокаивающих) впечатлениях. Поэтому медитации, употребляемые в качестве "энергетических" имеют своими якорями всякие подходящие образы: море, солнце, деревья, воду, активные движения, животных в естественной среде, и тому подобное. Очень важно понимать, что сами эти образы даже в материальном воплощении – не более, чем якоря, ассоциативные реперы для запуска процесса восстановления внутри личности, и мишенью таких медитаций должны быть в первую очередь не картинки и не ощущения, а состояния.

Важно также понимать, что состояние очень сильно зависит от биологии, и если вы не просто не в духе, а сильно устали, то эффект от "запитки" будет кратковременным. При работе с психикой механизмы, разумеется, более тонки и сложны.

Другой случай, когда долговременный душевный дискомфорт связан с повреждением ауры. В этом случае долгоиграющей, устойчивой, стабильной "запиткой" будет последовательность сообщений или впечатлений, приводящая к восстановлению поврежденного фрагмента или достройке его альтернативными паттернами. В мистической модели работа психолога состоит именно в этом, поэтому психологи интересуются состоянием клиента после сессии и через некоторое время после нее, так как состояние является диагностическим признаком восстановления структурной целостности ауры.

Лишний раз напомню, что слово "аура" здесь обозначает не галлюцинацию в виде светящегося ореола вокруг головы, а информационную структуру психики.

Из всего этого легко видеть и способ, которым можно "подкормить" своей энергией другого человека, — поработать донором. Следует не тужиться, воображая исходящий поток "энергии", а снабдить его частью своего состояния, которого ему не хватает. Это тоже требует определенных техник, одна из которых поименована в НЛП "подстройка и ведение". Разделите с реципиентом тяжесть его состояния настолько честно, насколько можете, войдите в контакт, а затем плавно изменяйте свое состояние к лучшему. Если вы не потеряете контакта в процессе, то вы удивитесь, насколько "волшебным" образом состояние реципиента будет меняться вместе с вашим. Впрочем, это уже отдельная история.

Осталось только объяснить, почему и как некоторые люди "видят" ауру и "чувствуют" энергию.

При достаточной чувствительности и наблюдательности описанные мной здесь процессы могут быть не только восприняты, но и обработаны (опять же информационно). Это нечасто бывает осознано, но, тем не менее, может вызывать определенные сигналы, будучи интерпретировано где-то в недрах личности. При хорошей самовнушаемости, в особенности у истероидов, эти интерпретации могут выражаться в ощущениях (хотя бы типа "у меня от него мороз по коже") и даже в зрительных галлюцинациях. При систематической эзотерической интоксикации у таких людей эти ощущения могут быть формализованы, и некоторые конкретные интерпретации вызывают такие же конкретные, обусловленные этими интерпретациями тактильные или зрительные (реже слуховые или обонятельные) галлюцинации. Несмотря на наличие такого механизма надежность его весьма низка, так как, напоминаю, подразумевает высокую самовнушаемость, что чревато фантазиями и конфабуляциями. И даже если удается наладить надежную работу этого неуклюжего механизма, он ущербен тем, что набор интерпретаций в нем очень ограничен, и катастрофически грешит неточностями из-за двойного перевода информации в образы и образов в информацию. Поэтому при работе в сходных техниках я настаиваю на отвлечении от образов и сосредоточении на развитии контакта с неосознаваемыми компонентами личности, и ощущении "прямого знания". Это труднее поначалу, но гораздо удобнее и надежнее после освоения. Несколько слов по этому поводу сказано в статье "Инженер об интуиции", хотя и в другой модели.

Кстати должен сказать, что, поскольку информационные взаимодействия предполагают каналы передачи информации, то все легенды об удаленном энергетическом воздействии без ведома реципиента – не более, чем легенды. Эксперименты, поставленные по двойному слепому методу, показали, что по мере блокирования каналов передачи информации, снижается и надежность энергетической связи между донором и реципиентом. При полной блокировке каналов восприятия достоверность идентификации активности донора соответствовала случайной. Но должен отметить, что имели место отдельные, надежно зафиксированные случаи, которые объяснить не удалось. Тем не менее, это не оправдывает все дикие фантазии магифреников, а  всего лишь показывает неполноту мистической модели и недостаточность экспериментальных методик. Как, впрочем, и всех остальных моделей и многих других методик.Тем более, что речь идет о довольно специфических эффектах.

И еще раз оговорюсь, что все, здесь написанное — лишь прояснение лишь одного фрагмента лишь одной модели мира, или, как говорят психологи, "карты", коих существует множество, и мое знакомство с этой моделью не делает меня ее приверженцем.


© Иоганн Сваммердам

Комментарии

1. aleut777, Суббота, Апрель 08, 2017, 18:03:

К статье "Энергия, для психолога" (жаль, без даты). Великолепно. Спасибо ! Как и все, с чем нам доводиться знакомиться по материалам г-на "Иоганн СВАММЕРДАМ" (извиняюсь за невольный каламбур) приводит к ощущению потрясающей свежести. Это и мысль, и посыл эмоции, и парадоксальность суждений, и отточенная логика, но что очень важно - стилистика и слог. Остановимся на четкости изложения : каждый поворот суждений настолько грациозен и изящен, что не смотря ни на какие движения "слон в посудной лавке", типа смены потрясающей логики (своей, для уважаемого автора), не возникает неуклюжести суждений. Это - дар, свыше. Этот дар надо умножать и . . . кидать, кидать, кидать полными пригоршнями изумительных мыслей туда, где люди. Вероятнее всего, кто-то и сумеет выхватить из текста и схватить "яхонты", "змарагты", изумруды" и "бриллианты" сей доброй энергии, в ее отзвуках. Пишите, поддерживайте Умного Человека Планеты людей - Маленький Принц Вам обязательно принесет свое чистое человеческое механистическое понимание того, кто есть "Ангел земной и тварь Небесная" - венец Творения. Человек. А разделите ли Вы или умножите ощущение радости с моим давним Земляком-землянином, на нашем пути в Вечность, каждый из Вас решить сумеет. Не сомневаемся ! "Не заграждайте рта вола молотящего". С искренней Любовью во Христе, ВАВИЛОВ - референт архиепископа. Москва. Пред празднованием Входа Господня во Иерусалим (Вербное Воскресение) и по началу Страстной Седмицы, 2017.




Условия обработки персональных данных

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи

powered by phpSQLiteCMS