Психолог Александр Лебедев

Стихии в фото


(Извините, статья старая, картинки утеряны. Будет время, силы и желание - восстановлю)

В моем интервью вашему журналу об изображении так называемых «стихий» на фотографии («Стихии на плоскости», «Фотодело», №7, 2006) я упомянул, что схожие принципы могут быть применены и при изображении людей. Но если дерево в кадре почти всегда «дерево», а вода - почти всегда «вода», то человек может представлять собой любую стихию. Меня попросили подробнее остановиться на этом вопросе, что я и делаю с удовольствием.

С древних времен человек разумный пытался как-то систематизировать свои знания о людях. Систематизация, сиречь раскладывание по полочкам, может быть очень разной и не всегда полезной. Скажем, при знакомстве люди часто интересуются знаком зодиака, и крайне редко - группой крови. Разумная систематизация обязана быть исчерпывающей, то есть покрывать все пространство выборки, поэтому с веками все большее распространение получил дихотомический метод, то есть деление выборки пополам по каким-то признакам. Например, темпераменты делятся на сильные и слабые и, одновременно, на устойчивые и неустойчивые. В результате получается четыре темперамента:

  Сильный Слабый
Устойчивый Сангвиник Флегматик
Неустойчивый Холерик Меланхолик

Интересно, что разные системы классификации могут быть как независимы, так и пересекаться одна с другой. Скажем, флегматик может иметь любую из четырех групп крови или принадлежать к любому знаку Зодиака, но не может быть экстравертом. Однако не существует более или менее предпочтительной системы классификации «вообще». Только применительно к вопросу, на который следует дать ответ. Скажем, психотерапевт может попросить вас пройти тест, определяющий акцентуации вашей личности (всего числом восемь), но вряд ли займется вашей классификацией по цвету волос. Неверно или неудачно выбранный метод систематизации может дать не обязательно неверные, чаще – просто бесполезные результаты.

Исходя из нашей задачи: понять, какое эмоциональное воздействие на зрителя окажет изображение человека, - попробуем классифицировать людей по признакам стихий. В прошлый раз, говоря о пейзаже, мы пользовались шестистихийной моделью, для человека добавим еще одну, «эфир», что сделает классификацию более исчерпывающий. Итак, всего стихий у нас получается семь: земля, воздух, вода, дерево, металл, огонь и эфир.

(Другая статья о семистихийной модели)

Естественно, чистые типы встречаются крайне редко. В каждом человеке перемешаны все (или почти все) стихии в разных пропорциях, хотя всем нам, наверное, приходилось встречать людей, походящих под приведенные описания. Поскольку человек может находиться в разных состояниях и настроениях, одна или другая стихия может в разное время быть доминирующей.

Для фотографии это имеет значение в том смысле, что запечатленный на снимке человек может выражать какую-либо стихию. Если снимок является хорошим портретом, то из него видна внутренняя сущность человека, и именно она будет частью композиции. В более простом случае видно только лишь настроение.
Для фотографии важно, что человек делает в кадре, и в его деятельности также проявляются описанные стихии. В выразительном снимке это видно очень хорошо, более того, стихии снимка в хорошем случае взаимосвязаны между собой.
Указанные цвета стихий вовсе не обязательно относятся к цветам изображения. Это, скорее символы. Колористика кадра скорее должна оттенять или подчеркивать настроение. Ясно, что для дерева, например, подойдут теплые, мягкие тона.

Земля 
Цвет – желтый и коричневый.
Это одна из двух основных стихий. Она ни от чего не зависит, непоколебима и неразрушима. Она позволяет рождаться воде и дереву, она отчасти подвластна воде, воздуху и металлу. Человек земли - самодостаточный, уверенный в себе, неторопливый, малоэмоциональный, этакий фундаментальный человек. Он пользуется теми ресурсами, что у него есть и успешно нарабатывает их. Он может менять свои мнения, но только под напором неопровержимых доказательств. Он редко меняет привычки, надежность и постоянство - его основные ценности. «Сколько ни копай землю - ее не станет меньше» («Слова Ванталы»). 
В кадре человек или настроение земли неподвижен, смотрит часто прямо в камеру, стоит или сидит в устойчивой открытой позе. Может заниматься механической работой. Ему подойдет простая одежда, без рисунков и излишеств.

На фотографии [Земля.jpg] человек в центре – определенно «земля». Посмотрите, как он устойчиво и уверенно сидит. Мальчик слева копирует его позу, но ему не достичь той же основательности, не только из-за недостатка комплекции, но и из-за свойственной всем детям насыщенности стихиями воздуха и огня. Контраст земли и воздуха, двух основных стихий, делает эту, в общем-то, вполне бытовую и обычную фотографию эмоционально привлекательной.

Воздух
Цвет – белый и светло-голубой.
Вторая основная стихия. Воздух может быть как в движении, так и в покое, но покой этот непостоянен. Воздух позволяет рождаться воде и огню, зависит от препятствий, но, набрав силу, эти препятствия сносит. Человек воздуха непостоянен, летает там и тут, может быть как приятен, так и неуместен, легко меняет все в своей жизни, от жилья и семьи до работы и внешности. Ничего не накапливает и дает больше, чем получает. Больше всего ценит свободу и непринужденность, часто даже не обращая внимания на окружающих. «Если ветер разрушил дом, не виноваты ли непрочные стены?».
В кадре человек или настроение воздуха – в ненаправленном, иногда бесцельном движении, в непринужденном веселье. Одежда – легкая и свободная, светлых тонов.
На фотографии [vozduh2.jpg] – танцующая пара. Свободный танец, если он только не призван выражать какое-то специальное настроение – всегда воздух, что удачно подчеркивается еще и некоторой смазанностью от движения. На фотографии нет ничего, кроме этой пары и стихии воздуха, ей представляемого. Даже земля, здесь в виде поверхности пола, неявна. Это хотя и делает фотографию цельной, но одновременно лишает ее интриги, сюжета, который очень часто состоит во взаимодействии стихий.

Вода
Цвет – черный.
Универсальная стихия, может происходить из земли и из воздуха. Стремится к покою, но в этом стремлении может постоянно двигаться. Позволяет родиться дереву (в сочетании с землей), находит свое место в любом окружении. Отчасти подвластна огню и ветру. Человек воды разнообразен. Предпочитает покой и безмятежность, но готов ради этого напряженно и настойчиво, даже фанатично трудиться. Легко переносит невзгоды, может приспособиться к любой обстановке. Его трудно вывести из себя, но, если это удастся, противостоять ему невозможно. «Сильно ударив по воде, можно лишь ушибиться самому».
В кадре человек или настроение воды пластичен и спокоен: свободная, гармоничная поза или мягкое, ненапряженное движение. Если сидит или лежит, то непременно удобно. Одежда также непременно удобная, целесообразная.
На фотографии [Вода и огонь.jpg] стихия огня выражается объектом – свечкой, а стихия воды – непринужденными и пластичными позами моделей. Даже по-эфирному пристальный взгляд одной из них не нарушает общей картины. Рискованное сочетание огня и воды создает некоторое напряжение сюжета, которого не было бы, если бы не свечка.

Дерево
Цвет – зеленый.
Происходит из сочетания земли и воды. Стремится к росту и плодоношению. Позволяет родиться огню, подвластно ему, металлу и воздуху. Человек дерева - творческая личность. Его ценности - саморазвитие и самореализация, зачастую в виде альтруизма. Или семья, о которой он и заботится, в которой реализуется. Все остальное в его жизни подчинено этим целям. Мирный, не любит и не умеет конфликтовать. Гостеприимен и щедр. «Трава растет, не спрашивая землю».
В кадре человек или настроение дерева в состоянии творчества или с атрибутами творчества, либо с семьей и детьми, либо в процессе созидания чего-либо. Одежда – спокойных цветов, без изысков, может быть в некотором беспорядке. 
На фотографии [Дерево и воздух.jpg] мать с ребенком и кошка. Мама здесь – определенно дерево, ее доброжелательное и теплое внимание полностью принадлежит ребенку, материнская любовь всегда олицетворяет стихию дерева. Ребенок здесь – воздух, вообще свойственный детям, так как любая веселая игра это стихия воздуха. Кошка же олицетворяет воду. Присутствие трех неагрессивных стихий создает ощущение мира и гармонии, хотя, мне кажется, что если бы в кадр удалось ввести еще и землю, то он от этого выиграл бы.

Огонь
Цвет – красный.
Происходит от воздуха и дерева, при этом их разрушая. Подвластен воде и земле. Стремится получить, подчинить себе как можно больше и очень сильно зависит от того, что имеет. Человек огня - нетерпеливый потребитель, стремящийся захватить в свое распоряжение как можно больше, прожить жизнь как можно активнее. Успешные спортсмены и агрессивные бизнесмены несут в себе эту стихию. Часто ставит богатство и власть, превыше всех других ценностей, может реализоваться и в славе и известности. «По мере приближения огонь светит, греет и обжигает».
В кадре человек или настроение огня воспринимает, потребляет, зримо находится в поиске, можно сказать, на охоте. Любое активное стремление относится к стихии огня. Одежда – демонстративная, модная, с шиком.
На фотографии [Эфир и огонь.jpg] – два мальчика. Первый, тот, что постарше – эфир, в силу его задумчивости и некоторой отстраненности. А вот второй, на заднем плане, безусловно огонь, пусть даже и с некоторой примесью воздуха. Не только потому, что он что-то ест, хотя это тоже играет свою роль, но и из-за горящего в глазах любопытства. Сочетание эфира и огня в принципе конфликтно, поэтому этот снимок, призванный, по-видимому, изобразить мирный сюжет (два брата), содержит ненужную напряженность.

Металл
Цвет – синий и серый.
Рождается из земли и огня. Подвластен воде и отчасти земле. Стремится к самостоятельности и борьбе. Человек металла - жесткий и самоуверенный. Он не меняет решений, даже если неправ, скорее сломается, чем согнется. Вся его жизнь - противоборство, война с людьми, обстоятельствами и самим собой. Он не склонен к искусствам, эстетика и философия - не его сильные стороны. Зато он обязателен и надежен в делах, чего бы это ему не стоило. Металл - стихия военного человека. Он не мастер этикета, может быть груб и деспотичен. «Меч, даже уроненный со скалы, может убить, прежде чем коснется земли».
Человек или настроение металла в кадре – в напряжении, соревновании. Поза готовности, противостояния. Любая агрессия в кадре, любое оружие – это металл. Одежда – строгая, продуманная.
На фотографии [ogon-ili-metall.jpg] – пожарный. Огонь здесь представлен собственно огнем, а бьющая из брандспойта вода представляет стихию воды. Но главный персонаж здесь – человек, борющийся с огнем, и потому он олицетворяет металл. Это подчеркивает и его одежда, специально созданная для его работы и сама представляющая стихию металла. К сожалению, взаимодействие стихий здесь находится в воображении зрителя, так как нам не видно контакта воды (и посредством ее - металла) с огнем.

Эфир
Цвет – темно-лиловый и глубокий фиолетовый.
Обособленная стихия, едва вписывающаяся в классификацию. Скорее пространство, чем нечто материальное. Эфир вездесущ, но не имеет никаких свойств. Человек эфира - мыслитель. Он погружен в себя, хотя открыт всему миру. Он не зависит от комфорта, его ценность - познание. Его невозможно ничем поколебать, ему ничего не нужно, хотя он ни от чего не откажется, если это не помешает его внутреннему миру. Фанатичные ученые относятся именно к этой стихии. «Разве ты смотришь на небо потому, что не видел его раньше?»
В кадре человек или настроение эфира – в раздумьях, анализе и наблюдении. Поза может быть совершенно негармонична, он весь внутри, в себе или в исследуемом объекте. Одежда не играет никакой роли.
На фотографии [Вода и эфир.jpg] – девушка-фотограф и балерина. Балерина, безусловно – вода, благодаря ее пластике и «»растекающейся» позе, а вот фотограф – эфир. Обратите внимание, что поза ее очень неудобна, но девушке не до того, она занята моделью и камерой. Художник в этой же ситуации представлял бы собой то дерево, в момент работы кистью, то эфир, в момент сосредоточения на модели. Сюжету мешает врывающийся в кадр металл, в виде отдельно стоящего штатива и второго фотоаппарата.

Здесь таблица, показывающая сочетаемость в кадре людей, выражающих разные стихии. Категоричность формулировок не должна вводить в заблуждение – при должном мастерстве и удачном сюжете можно свести в один снимок любые стихии:

 

  Земля Воздух Вода Дерево Огонь Металл
Воздух Контраст, на котором можно удачно сыграть, если есть взаимодействие. -        
Вода Удачно, если вода подчинена земле Плохо гармонируют, но могут удачно сочетаться в одном человеке -      
Дерево Удачно, если дерево подчинено земле Хорошее сочетание Хорошо гармонируют, но не рождают сюжета -    
Огонь Конфликтное, напряженное сочетание Хорошее сочетание, обычно свойственное детям. Плохо гармонируют Гармоничное сочетание, но требует простроенного сюжета. -  
Металл Контраст, напряжение Контраст, напряжение Контраст, напряжение Контраст, напряжение Контраст, напряжение -
Эфир Контраст, разделенность. Трудно сочетать. Не сочетаются. Могут сочетаться. Могут сочетаться. Не сочетаются. Не сочетаются.


Специально обратите внимание на стихию металла. Он вносит напряжение в любой кадр, вспомните репортажные фотографии с людьми в военной или полицейской форме. Сама эта форма, показывающая, что человек призван бороться с чем-то, всегда вносит напряжение, если присутствуют «гражданские».
Эфир, несмотря на то, что не сочетается с тремя из оставшихся шести стихий, может присутствовать в сюжете, Важно понимать, что он всегда обособлен, и, если вам удастся встроить эту обособленность в снимок, - хорошо.
Указанный в нескольких местах контраст для земли – тоже не абсолют. На контрасте можно удачно сыграть, но можно и сгладить его.
Очень часто создать гармонию между негармонирующими стихиями удается введением третьей стихии, равно как и нарушить ее, если эта третья стихия неуместна. Еще сложнее сочетание четырех стихий, но здесь, скорее, вопрос вкуса и искусства фотографа.
К сожалению, проблема часто возникает не из-за конфликта стихий в кадре, а из-за того, что снимок бывает невыразительным. Если вы возьмете практически любой кадр из модного журнала, то окажется, что ни одной стихии в изображенных на нем людях (моделях) попросту нет. Кадр может быть сколь угодно технически совершенен, но не нести ничего эмоционально. Впрочем, не стоит ругаться, эти снимки имеют совершенно иную, информационную цель.
Мне кажется, что в художественной фотографии у каждого снимка должен быть сюжет, в котором его часть как-то взаимодействует с другой частью или сама с собой. Часто это взаимодействие понимается буквально, в результате возникает избыточное действие в кадре, которое, однако, не рождает сюжета. Либо наоборот, человек из-за непонимания не пользуется этим правилом и в результате теряет возможность создать шедевр.
Я надеюсь, что приведенная модель, не будучи ни универсальной, ни исчерпывающей, поможет читателям взглянуть иначе на то, что они видят в видоискатель и создать много новых, интересных творений.

 

Иоган Сваммердамм, журнал "Фотодело"

Комментарии

Нет комментариев.



Условия обработки персональных данных

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи