Психолог Александр Лебедев

Ведро гармонии, или почему сиськи – это неприлично


Уже много лет, как не спадает мода на поиски душевной гармонии. Гармонию принято искать на курортах второго-третьего эшелонов популярности или, среди тех, кто победнее – внутри себя. «Победнее» – это не значит «полностью безденежных», поэтому достичь гармонии предлагается в церквях или сектах, на тренингах, на дисках, на сайтах и в книгах. Количество гармонии прямо пропорционально ценнику. Результат налицо: продавцы гармонии имеют свой кусок хлеба, а самые успешные – еще и с маслом, колбасой, а то и икрой.

Тем не менее, гармоничных людей или людей, выглядящих гармоничными, что бы ни подразумевалось под этим словом – единицы, поэтому хочется разобраться, что же оно такое, зачем оно нужно, и как его получить.

По аналогии с музыкой и дизайном можно сформулировать, что душевная гармония – это ситуация, в которой отсутствуют внутренние противоречия, неврозы, конфликты потребностей и/или ценностей, и картины мира снаружи и внутри совпадают настолько, что внешние впечатления не становятся поводом для бунта.

Гармоничный человек не раздираем противоречиями, не колеблется между альтернативами, не возмущается несоответствием вселенной его принципам, и так далее.

Чтобы понять, откуда можно взять гармонию, надо понять, почему же может ее не быть.

А вот здесь начинается интересное.

Природа вложила в человека свойства, необходимые для выживания и процветания популяции. В первую очередь это забота человека о себе, во вторую – забота о других и об обществе, в третью – внимание к странным вещам, которые в потенции могут принести вред или пользу. Слово «забота» не означает, что каждый человек  осознанно беспокоится и хлопочет обо всем перечисленном, природа не так глупа, чтобы полагаться на сознательность и здравый смысл.

Хомо управляется теми же рычагами, что и любое животное – инстинктами: страх заставляет его беречь жизнь, голод – запасаться энергией, либидо – плодить потомство, стадный инстинкт – подчиняться старшим, тереться возле своих, хранить традиции, радеть о ближнем и делать карьеру, любопытство – познавать мир, творческий потенциал – создавать и изобретать новое. Это потребности, определяемые природой. У разных людей они в разной степени выражены: обычно (хотя и не в 100% случаев) одна-две основные, остальные – средние и маленькие. Вася любопытен и смел, Витя осторожен и умен, а Вова наоборот, любопытен и осторожен, в отличие от смелого и умного Вадика. В том и смысл: какой набор окажется наиболее успешным, тот позволит каждой имеющейся потребности сохраниться в генофонде популяции. А чем чаще какая-то другая потребность будет конфликтовать с остальным набором, подставляя своего обладателя, тем реже она будет встречаться у победителей. Именно по этому механизму поддерживаются полезные свойства и исключаются вредные. Медленно, разумеется, но все же именно поэтому мы – такие, какие есть.

Вроде бы все отменно, все учтено, как указанное выше, так и опущенное, и все должно быть в порядке. Но есть два фактора, которые не дают этому всему быть в порядке.

Природа раздает потребности и умения не поровну, не по списку и не вдумчиво – нет у нее плана и разума. Поэтому получается как бы вслепую, горстью из мешка. Кому-то достается всего много, кому-то – всего мало, а кому-то – вообще не пойми чего и зачем.

Эволюция в принципе не имеет дела с одним индивидуумом, минимальным операндом является популяция. Поэтому удобства отдельного индивидуума ей не рассматриваются. Он будет хотеть того и делать то, что поможет выживать и процветать популяции, независимо от того, насколько ему лично это будет полезно или приятно, вплоть до самопожертвования.

Теперь чуть-чуть воображения. Если представить себе пространство возможностей, в котором каждая возможность занимает какое-то место, и пространство потребностей, то второе в каждом отдельном случае отнюдь не конгруэнтно первому. То есть, потребности с возможностями в общем случае не обязаны совпадать. Подробнее об этом — в статье "Развитие личности, инструментальный подход".

Не совпадают они обычно двумя образами: либо возможность не покрыта потребностью и не используется никак, либо на одну возможность приходится несколько потребностей, которые в результате между собой конфликтуют.

В первом случае человека просто не интересуют какие-то стороны жизни. Он не заботится о здоровье, или о карьере, или о близких, или еще о чем-нибудь, что делает его жизнь менее удобной, чем было бы возможно, потому что общество наше заточено под достаточно обычного человека. В некоторых социальных группах тот, кто не смотрит телевизор, или не пьет водку. или не болеет за команду – раскольник и отщепенец. В других вариантах отсутствие общепринятого интереса к личной жизни, учебе или работе снижает уровень жизни настолько, что делает человека несчастным.

Во втором случае человек раздираем всяческими противоречиями: любовь или учеба? Безопасность или почет? Успех или покой? Это совсем не лучше первого случая, так как только в математике противоречия решаются сухими вычислениями. В живом же мозгу они выражаются в мучительных колебаниях, метаниях, терзаниях, бессонницах и душевных кризисах. Так и предусмотрено (я уже сказал, что до комфорта отдельного человека природе дела нет?). Чтобы задача решалась, надо заставить человека обратить на нее внимание, сделать ему по этому поводу неудобно, потому что если ему ничего нигде не жмет, то и задач он никаких решать не будет, а будет вместо этого попусту безобразничать и орать песни.

Если прикинуть хотя бы порядок числа сочетаний разных потребностей, вероятность их взаимного конфликта в реальных условиях ограниченных возможностей, то мы получим унылый результат: спонтанная гармония в непатологическом исполнении малореальна.

Но ведь хочется же!

Спрос рождает предложение, которое организуется в рынок. Рынок предлагает развитие какой-нибудь недоразвитой потребности (это не во всех случаях возможно, но в виде форсирования вторичных выгод – почти всегда, а в случае невротической блокировки – вообще даже легко), а то и двух, предлагает разрешение конфликтов между какими-нибудь двумя потребностями, или какими-нибудь двумя другими, все это в разнообразнейших сочетаниях, какие только могут изобрести психологи и непсихологи.

Само собой, поскольку есть рынок, то есть и подача товара. Сомнительно, чтобы продавец в первую очередь описывал состав продукта, особенно если он сам достаточно смутно его себе представляет. Нормальная реклама выглядит так: «Самолушее и долгожданное средство от душевного уныния, гарантия достижения гармонии за две недели! Только у нас, только сегодня! Случайно освободились два места! Кто купит курс за тройную цену, получит второй бесплатно! Постоянным посетителям скидка! Спешите! Вот-вот начнется!»

Смешно, но в некоторых случаях эти товары все же могут обеспечить гармонию. А именно в тех, когда обрабатываемые торговцем слабые места в точности соответствуют имеющимся у клиента. Вероятность такого совпадения, мягко говоря, невелика, особенно с учетом того, что клиент обычно осведомлен о своей внутренней ситуации крайне редко и неполно.

Скажу больше: в подавляющем большинстве случаев оная внутренняя ситуация может быть определена только в результате совместных с психологом усилий, в индивидуальной работе. Я, кстати, умею это хорошо, поэтому обращайтесь.

Однако аналитическая часть работы – это только половина дела.

Некстати, лирическое отступление: с удивлением обнаружил, что задумчивые жители Петербурга, как психологи, так и клиенты, в основном ориентированы именно на аналитические вопросы: «Отчего так? Откуда это пошло? По какой причине?» и считают результат достигнутым, когда все стало понятно. Мне это несколько поразительно, но что делать, если им так нравится…

Вторая половина – это синтетика: что и как сделать для того, чтобы убрать все противоречия между внутренней и внешней ситуациями и между элементами внутренней ситуации. Не всегда их можно искоренить от основания, но обычно можно обработать таким образом, чтобы не мешало жить с удовольствием.

Расстрою: это не так просто, как постричься. Как правило, результат требует новых, дополнительных механизмов восприятия и деятельности, которые нарабатываются месяцами, а в некоторых случаях и годами систематической работы над собой.

Обрадую: это все-таки достижимо.

А вот какими путями это все делать – не скажу. У меня есть свои соображения по этому поводу, есть и методики для каких-то, пусть даже многих, случаев, но обобщить их до такой степени, чтобы результат обобщения был полезен произвольному читателю в теле статьи, пока не готов.

А вот, настал момент, и я об этом написал: "Алгоритм счастья".


А сейчас – о второй части заголовка.

Вообще-то, сначала я собирался написать статью именно  по второму поводу, но в процессе работы над ней понял, что объяснение механизма требует предисловия, которое само по себе тянет на статью, и которое только что закончилось несколькими строчками выше.

Теперь про сиськи.

Для начала пара абзацев о культуре наготы.

В разных культурах отношение к наготе разное. В Древнем Риме и Древней Греции рабы ходили обнаженными (климат позволял), и это не считалось неприличным. Более того, красивым свободным женщинам Рима мягко предписывалось ходить без одежды «для воодушевления нации». В африканских племенах нагота тоже не табу.

Запрет на наготу наблюдается в обществах с сексуально-репрессивной культурой, в первую очередь в христианском обществе, и чем запретнее секс, тем запретнее нагота. Неудивительно, правда?

Есть, разумеется, и исключения. Например, некоторые натуристские общества весьма строго относятся к сексу, резко разделяя обнаженность и поведение. Нагота у них – форма одежды, не имеющая сексуального контекста, как и обнаженное лицо, которое, в свою очередь, хотя бы и только женское, имеет выраженный сексуальный контекст в мусульманском мире.

Вернемся к ситуации конфликта потребностей.

Выше я описал ситуацию, когда конфликтующие потребности относительно равны. Это приводит к всяческим терзаниям, мучениям, колебаниям, быть или не быть, тварь я дрожащая или право имею, и тому подобному и не подобному.

А вот когда одна из потребностей явно превышает вторую, ситуация чуть менее очевидна, чем кажется. Да, конечно, выбор делается достаточно легко и быстро, но отвергнутая-то потребность никуда не исчезает! Она все еще есть, и продолжает требовать своего!

Возникает ситуация фрустрации – блокирования направленного поведения, вызывающая дискомфорт и, как следствие, эмоциональный протест, который может запустить несколько разных механизмов.

В абсолютном своем большинстве это механизмы психологической защиты, предохраняющие личность от напрасных страданий. Действительно, чего зря страдать, если ситуация безвыходна? Иногда эти механизмы включаются после долгого и мучительного осознания фаталистической природы мира, иногда же – автоматически и немедленно, причем настолько немедленно, что даже не замечаются личностью. Собственно, не замечаются они и в первом случае, поскольку механизмы эти – сплошь подсознательные,

Не удержусь, приведу список механизмов психологической защиты полностью.

Личность нуждается в защитных механизмах. Суть их состоит в смягчении чувства неудачи, в ослаблении когнитивного диссонанса (восприятия нежелаемой реальности), в устранении тревожности, в защите от психических травм и в поддержании чувства адекватности и собственного достоинства. Фактически это определенная разновидность самообмана в искажения действительности в целях защиты своего ego. Существует несколько перечней защитных механизмов, один из которых, предложенный Джеймсом Коулменом, излагается ниже.

 

  • Отрицание реальности - защита себя от неприятной действительности путем отказа трезво воспринимать ее, часто принимающего форму ухода от нее - в "болезнь" либо в поглощенность чем-то другим.
  • Фантазия - удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении.
  • Рационализация - попытки доказать с целью самоутверждения, что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым. Это механизм подыскания убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний.
  • Проекция - проекция собственных характеристик на других. Возложение ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных качеств и побуждений. Механизм проекции наиболее часто используется психологами и лежит в основе теста Роршаха, теста ТАТ и других прожективных тестов, позволяющих исследовать подсознание.
  • Репрессия - недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей.
  • Подавление - отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях и формулировать их. (Этот пункт не включен в список Коулмена).
  • Формирование реакций - предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве "барьеров". Например, человек может стать борцом против алкоголизма, потому что его отец или другой член семьи был алкоголиком.
  • Возмещение - искупление и, таким образом, нейтрализация аморальных желаний и поступков.
  • Регрессия - возвращение на более низкий уровень развития, что предполагает менее развитые реакции и, как правило, уменьшение притязаний.
  • Идентификация - повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.
  • Интроекция - включение в структуру ego внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот механизм противоположен механизму проекции.
  • Компенсация - прикрытие собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом.
  • Перемещение - разрядка подавляемых чувств, как правило чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции. Если начальник поссорился с женой, то он весь день вымещает злость на своих подчиненных.
  • Эмоциональная изоляция - замыкание в себе и пассивность для защиты от боли и обиды.
  • Интеллектуализация - пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.
  • Сублимация - удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто носящих сексуальный характер, при помощи другой деятельности. Обычно это относится к изменению способа удовлетворения, а не его объекта. Например, человек, испытывающий сильное половое влечение к другому человеку и не имеющий возможности это влечение удовлетворить, может найти частичную разрядку в допустимых действиях, например в танцах.
  • Замещение - удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к "недоступному" человеку может быть удовлетворено человеком более доступным. (Этот пункт отсутствует в списке Коулмена).
  • Сочувствие - стремление завоевать симпатии других людей и таким образом поддержать чувство собственного достоинства, невзирая на неудачи.
  • Разрядка - снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем ее внешнего выражения. Такое поведение часто проявляется в преступности или делинквентности.

Все перечисленные защитные механизмы являются "нормальными". Однако, несмотря на это, многие из них в своих крайних проявлениях могут привести к отклоняющемуся поведению, нарушающему закон.

(Цитирую по книге В.Фокса «Введение в криминологию», список не единственный и явно не полный)

В разной степени эти механизмы присутствуют у всех, хотя каждый человек обычно имеет несколько «любимых».

Теперь поймем, что обнаженность в нашей культуре – эрогенный фактор, вызывающий плотское желание, тем более сильное, чем сильнее сексуальная неудовлетворенность. Если обнаженность не подразумевает немедленного сексуального удовлетворения зрителя (как в случаях обнажённых изображений, выступлений, просто достаточно откровенной одежды), то при достаточном голоде у зрителя от невозможности получить разрядку возникает фрустрация, приводящая к протесту, который и обрабатывается психологической защитой.

Прикинем, какие механизмы ПЗ применимы в данном случае. После изучения списка приходится ограничится следующими:

1. Отрицание реальности: плеваться и отворачиваться.

2. Проекция: они все такие развратники! (Надо ли объяснять, что девушка в мини-юбке все же чувствует нечто иное, чем мужчина, который на нее смотрит?)

3. Формирование реакций: запретить непотребство!

4. Возмещение: сходить на исповедь, покаяться в греховных мыслях и исполнить епитимью.

5. Сублимация: ну, это понятно.

6. Разрядка: пошуметь, побуянить (особенно хорошо сочетается с пунктом 3).

7. Обесценивание: сделать равнодушную морду и пройти мимо. (Этого пункта нет в списке Коулмена)

Остальное, наверное, не применить. Проверьте меня на всякий случай.

Отсюда парадоксальный, но логичный вывод: у тех, у кого подобные вещи не вызывают желания настолько сильного, чтобы оно стало некомфортным, а то и рискованным, не возникает и необходимости в запуске психологической защиты и переносе протеста изнутри наружу, с себя на других. Поэтому ханжи на самом деле – самые развратные развратники. Только неудачливые. Поэтому и не хотят они видеть голые сиськи, чтобы не расстраиваться. А если еще точнее, то хотят. Сначала добьются, чтобы их пустили, сходят, посмотрят, расстроятся, а потом уже будут буянить и запрещать.

Показательный пример: известно, что в любой популяции среди мужчин примерно 5% педофилов, и еще примерно 15% имеют разной степени склонность к. Это неудивительно, если учесть, что, согласно одной из теорий, природой предусмотрен такой механизм для спасения детей, оставшихся без родителей. Поэтому, кстати, гетеросексуальных педофилов мужского пола куда больше, чем гомосексуальных или женского пола: женский пол во много раз ценнее для популяции, чем мужской.

Организованный протест против детской порнографии, к которой (теперь уже понятно, по каким психологическим причинам) отнесли и вполне невинную на взгляд искусствоведов эротику, рисованный хентай и даже аниме, и изображения вполне половозрелых особей с инфантильными чертами, и совершенно асексуальную натуристскую хронику, привел к появлению Лиги Безопасного Интернета, которая (ТА-ДАМММ!) прославилась тем, что под смехотворным предлогом накопила аж 11 терабайт детской порнухи – крупнейшую в мире коллекцию. На сегодняшний день, быть может, и больше. И коллекция, по словам журналистов, уже утекла на черный рынок.

Все теперь понятно, да?

Но, однако, было бы неправильно думать, что я протестую против такого поведения. Да, пострадали любители эротики и порнографии (отнюдь не только педофилической). Хотя, думаю, истинных любителей порно просто так не лишить их хобби. Да, пострадали жертвы сексуальных преступлений (криминологи давно знают, что разрешение порнографии приводит к снижению сексуальной преступности  примерно вдвое, соответственно разрешение детской порнографии – к такому же снижению сексуальной преступности против детей, а вот запрет - наоборот). Пострадали произведения искусства (они всегда страдают). Но все же это, наверное, лучше, чем если бы вместо ханжеской запретительной активности эти гиперсексуальные запретители бегали по улицам с фаллосами наперевес и нападали на прохожих.

Разумеется, все эти запреты обязаны иметь какой-то формальный повод. Очень удобен повод защиты детской нравственности, потому что дети не могут высказывать собственную точку зрения на весь этот идиотизм, а если и будут высказывать, то слушать их не обязательно. Тетя лучше знает. Поэтому, когда тетя (или дядя) видит что-то, что вызывает срабатывание у него психологическоей защиты, то в два хода его реакция превращается в вопли: «А вдруг это увидят дети!»

Вообще-то сиськи - это то, что дети видят с первых дней своей жизни, практически в первую очередь. Но дядям и тетям не до логики...

Поэтому в этой статье я придерживаюсь петербургской парадигмы. Мы разобрались, как и почему, а что с этим делать, и надо ли что-то делать вообще – вопрос отдельный, скучный и ну его.

 © Александр Лебедев 2014

 

Комментарии

1. Jarl Urman, Пятница, Апрель 24, 2015, 22:56:

Вы писали: "Остальное, наверное, не применить. Проверьте меня на всякий случай.". А как же фантазия? На мой взгляд она очень активно применяется в подобных случаях. :)




Условия обработки персональных данных

© Александр Лебедев

Главная      Задать вопрос


Поделиться:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Воспроизведение всех текстов в сети разрешено при наличии активной ссылки на первоисточник в подписи